УИД: 56RS0018-01-2021-001404-15
Дело № 2а-2117/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
административного истца – Веркашанцева Д.И.,
представителей административных ответчиков - Кириной С.А., Хуртиной М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веркашанцева Дениса Ивановича к заместителю главы города Оренбурга, руководителю аппарата администрации города Оренбурга Бевз Дмитрию Степановичу, администрации города Оренбурга о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Веркашанцев Д.И., обратился в Ленинский районный суд г. Оренбурга с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование иска указал, что 9 февраля 2021 года в соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах и пикетированиях», на имя главы города Оренбурга подал уведомление о проведении 20 февраля 2021 года с 13 часов до 14 часов по адресу г.Оренбург, площадь перед домом №31 на ул. Советской публичного мероприятия в форме митинга, с предполагаемым количеством участников до 30 человек, цель мероприятия - продемонстрировать отношение граждан к правосудию в Российской Федерации.
Письмом от 10 февраля 2021 года N ему было отказано в согласовании публичного мероприятия, в качестве причины отказа указано на запрет проведения массовых мероприятий на территории Оренбургской области в период с 18 марта 2020года по 24 февраля 2021года в связи с введением на территории Оренбургской области режима повышенной готовности в соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020года №112-ук «О мерах по противодействию распространения в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCоV)».
Считает данный отказ незаконным, несоответствующим требованиям части 3 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах и пикетированиях», поскольку указанная норма закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия, основание, указанное в обжалуемом ответе данной статьей не предусмотрено.
Оспариваемый отказ ограничивает его права предусмотренные статьями 29, 31 Конституции РФ, статьями 10,11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Просит признать решение администрации города Оренбурга, содержащееся в ответе от 10 февраля 2021года №01-03/683, за подписью заместителя главы города Оренбурга, руководителя аппарата администрации города Оренбурга Бевз Д.С., выразившееся в отказе в согласовании публичного мероприятия, уведомление о котором было подано 9 февраля 2021года, не соответствующим требованиям и противоречащим части 3 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах и пикетированиях»; возложить обязанность на администрацию города Оренбурга согласовать проведение 20 февраля 2021года с 13 часов до 14 часов по адресу г. Оренбург, площадь перед домом №31 по ул. Советской публичного мероприятия в форме митинга с предполагаемым количеством участников до 30 человек, в целях продемонстрировать отношение граждан к правосудию в РФ; вынести частное определение в адрес административных ответчиков.
В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик заместитель главы города Оренбурга, руководитель аппарата администрации города Оренбурга Бевз Д.С. не явился. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Административный истец Веркашанцев Д.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил об его удовлетворении. Пояснил, что в администрацию города Оренбурга с уведомлением о проведении публичного мероприятия обратился во вторник, точную дату не помнит, но предполагает, что это было 9 февраля 2021 года.
Представитель административных ответчиков Хуртина М.К., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, свою позицию изложила в представленных в материалы дела письменных возражениях.
Представитель административных ответчиков Кирина С.А., действующая на основании доверенностей возражала против удовлетворения административного искового заявления. Пояснила, что уведомление о проведении публичного мероприятия от административного истца в администрацию города Оренбурга поступило 9 февраля 2021года, иных уведомлений не поступало, на данное уведомление был подготовлен ответ от 10 февраля 2021года.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в городе Риме 4 ноября 1950 года).
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
В силу статьи 2 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном названным Законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.
В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Федеральный закон от 19 июня 2004 года №54-ФЗ устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.
К организации публичного мероприятия относится процедура оповещения возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (статья 4 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ).
В соответствии с положениями Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (статья 7 Федерального закона №54-ФЗ).
Частью 3 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Решения, действия (бездействие) органа публичной власти, связанные с организацией публичного мероприятия, равно как и иные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающие право граждан на проведение публичных мероприятий либо создающие препятствия к осуществлению этого права, могут быть оспорены в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса 9 февраля 2021года Веркашанцевым Д.И. подано в администрацию города Оренбурга уведомление о намерении провести 20 февраля 2021года с 13 часов до 14 часов на площади перед домом №31 по ул. Советской г. Оренбурга публичного мероприятия в форме митинга, с предполагаемым количеством участников до 30 человек, с целью продемонстрировать отношение граждан к правосудию в Российской Федерации.
Указанное уведомление было рассмотрено администрацией города Оренбурга, заявителю выдан ответ от 10 февраля 2021года № N, за подписью заместителя главы города Оренбурга, руководителя аппарата администрации города Оренбурга Бевз Д.С., в котором указано, что Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020года №112-ук «О мерах по противодействию распространения в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Оренбургской области введен режим повышенной готовности, в период с 18 марта 2020года по 24 февраля 2021 года запрещено проведение на территории области массовых мероприятий.
Не согласившись с указанным ответом, административный истец обратился в данным иском в суд.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относится и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года №2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 года №5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года №7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 года №9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1).
Законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Положениями данного Федерального закона делегированы полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности (статьи 11, 19).
Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года «О мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2009 года № 593-п «Об утверждении положения об Оренбургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 13 марта 2020 года № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», решениями оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, принимая во внимание, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является обстоятельством непреодолимой силы, в целях снижения рисков ее завоза и распространения на территории Оренбургской области, введен на территории Оренбургской области режим повышенной готовности для органов управления и сил Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 названного Указа запрещено, если иное не установлено настоящим Указом, проведение на территории Оренбургской области зрелищно-развлекательных, рекламных и иных мероприятий независимо от численности участников.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку материалами дела подтверждено, что в соответствии с предоставленными полномочиями и требованиями закона, администрацией города Оренбурга было в установленном порядке рассмотрено уведомление о проведении публичного мероприятия, по результатам рассмотрения поступившего уведомления административным ответчиком организатору публичного мероприятия вручено письменное мотивированное обоснование невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанную дату.
Оспариваемый административным истцом ответ обусловлен введенным на территории Оренбургской области режимом повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), при этом у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для согласования проведения публичного мероприятия в форме митинга, поскольку возможность его проведения на территории Оренбургской области, ограничена пунктом 2 Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020года №112-ук, принятыми в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Оспариваемый ответ администрации города Оренбурга от 10 февраля 2021года не содержит каких-либо требований (выводов) о недопустимости (невозможности) проведения публичного мероприятия с заявленной целью, не содержит никаких рекомендаций организатору и участникам публичного мероприятия о том, какие мнения, требования, касающиеся заявленной цели публичного мероприятия, следует выдвигать, высказывать или не выдвигать и не высказывать в ходе проведения мероприятия, а следовательно, вопреки доводам административного истца, не может нарушать и не нарушает прав на свободу мысли и свободу выражения своего мнения, гарантированных статьями 29,31 Конституцией Российской Федерации, а также статьями 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Утверждение административного истца о том, что администрацией города Оренбурга разрешено проведение иных публичных мероприятий, несмотря на введение режима повышенной готовности, не может повлечь признание оспариваемого ответа незаконным, поскольку доказательств различного подхода при рассмотрении административным ответчиком уведомлений о проведении публичного мероприятия в период режима повышенной готовности в материалы дела не представлено.
Ссылка административного истца на имеющиеся в пункте 2 Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020года №112-ук исключения, к числу которых относятся собрания, если законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность их проведения в заочной форме, судом признается неправомерной, поскольку административный истец обратился в орган местного самоуправления с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга.
По правилам статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: признании судом оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Указанной совокупности в данном случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия от 10 февраля 2021года и возложении обязанности на административного ответчика согласовать проведение 20 февраля 2021года публичного мероприятия в форме митинга.
Учитывая, что при рассмотрении дела случаев нарушения законности административными ответчика не установлено, оснований для вынесения в порядке статьи 200 Кодекса административного судопроизводства РФ частного определения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░: 19 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №2░-2117/2021
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░