Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2469/2023 (2а-9054/2022;) ~ М-8219/2022 от 27.12.2022

УИД 65RS0001-01-2022-012766-86

Дело № 2А – 2467/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФДЕРАЦИИ

27 апреля 2023 года                                                г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи    -                   Князевой Д.А.,

     при помощнике судьи    -                                Шиховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Южно – Сахалинска об освобождении от исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава – исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области ФИО от 14 декабря 2022 года в рамках исполнительного производства №,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Южно – Сахалинска обратилась в суд с данным административным иском, указывая, что Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств (далее-МОСП) УФССП России по Сахалинской области было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа, выданного Южно – Сахалинским городским судом по решению от 27 апреля 2022 года по административному делу №, обязывающему орган местного самоуправления принять меры к незамедлительному отселению жителей многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

Постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП ФИО от 14 декабря 2022 года в рамках указанного выше исполнительного производства с должника был взыскан исполнительский сбор и назначен новый срок исполнения.

По мнению административного истца, в рассматриваемом случае, имеются основания для освобождения от такого вида ответственности, поскольку неисполнение должником требований исполнительного документа в установленные сроки, обусловлено уважительными причинами.

В связи с этим, административный истец просит суд:

- освободить администрацию г. Южно – Сахалинска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению от 14 декабря 2022 года №, вынесенному в рамках исполнительного производства от 10 ноября 2022 года №

Судом к рассмотрению дела в качестве соответчика было привлечено УФССП России по Сахалинской области, в качестве заинтересованного лица – прокуратура г. Южно - Сахалинска.

В судебном заседании представитель Администрации г. Южно – Сахалинска заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Другие лица, участвующие в деле, их представители, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области ФИО от 14 декабря 2022 года с Администрации г. Южно – Сахалинска в рамках исполнительного производства № был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Данное постановление было получено 15 декабря 2022 года, что подтверждается соответствующей отметкой на документе.

Основанием такого взыскания явилось неисполнение без уважительных причин административным истцом по настоящему делу в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа, выданного Южно – Сахалинским городским судом на основании решения от 27 апреля 2022 года по административному делу № по административному иску Прокурора города Южно-Сахалинска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным постановления Администрации города Южно-Сахалинска в части установления срока отселения жителей из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности установить разумный срок отселения жителей, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности отселить жителей многоквартирного дома не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Предмет исполнения: «Возложить на Администрацию города Южно-Сахалинска обязанность принять меры к незамедлительному отселению жителей многоквартирного дома, расположенного по <адрес>

В соответствии со ст. 112 Закона РФ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Частью 1 статьи 105 названного Закона, определено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Судом установлено, что исполнительное производство №, в соответствии с решением суда от 27 апреля 2022 года по административному делу №, было возбуждено судебным приставом – исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области ФИО 10 ноября 2022 года и должнику установлен срок добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней со дня получения должником постановления от 10 ноября 2022 года.

Одновременно должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить исполнителей о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства 55576/22/65019-ИП была получена Администрацией г. Южно – Сахалинска в день вынесения.

Однако, по истечении указанного срока требования исполнительного документа должником в полном объеме исполнены не были, какие – либо сведения о производимых действиях судебному приставу – исполнителю не предоставлялись.

Таким образом, в установленный срок должник не уведомил государственный орган о наличии препятствий к исполнению судебного постановления и об его фактическом и полном исполнении, а, следовательно, вывод должностного лица ФИО о наличии оснований для взыскания с органа местного самоуправления исполнительского сбора, в соответствии со ст. 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве», являлся законным и обоснованным.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Судом установлено, что за прошедшее с момента предъявления исполнительного документа к исполнению время, должником предпринимались и продолжают предприниматься меры, направленные на исполнение судебного постановления:

в отношении жителей дома – собственников помещений направлены предложения о реализации своих жилищных прав путем получения возмещения за изымаемые жилые помещения; произведены оценочные мероприятия по определению размера таких возмещений. Окончательное разрешение вопроса возможно только после получения ответов на направленные предложения;

- в отношении муниципальных квартир – жильцам предложено переселение в маневренный фонд;

- в случае отказа собственников и нанимателей от первичных предложений – начата работа по строительству нового многоквартирного жилого дома (в частности, МКУ УКС приступил к проектированию объекта, для чего уже заключен соответствующий муниципальный контракт).

Осуществление действий, направленных на выполнение требований исполнительного документа, в рассматриваемом случае, проводиться в строгом соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а, следовательно, является длительным комплексным мероприятием; переход к следующий стадии выполнения работ невозможен без завершения процедур предыдущего этапа.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что неисполнение решения суда в установленные сроки в настоящее время не зависит от воли должника, поскольку регламентировано нормативно и обязывает, прежде всего, учитывать волю самих жильцов аварийного дома. Принудительное расселение в данном случае, возможно только после получения отказа последних и в судебном порядке.

Такие действия нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.

    Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, о том, что в рассматриваемом случае, административным истцом были предприняты все меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, однако такое исполнение в заявленный срок являлось невозможным по причинам, не зависящим от должника.

Исходя из этого, с учетом вышеизложенного, суд полагает возможным признать требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № – ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.

     ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2469/2023 (2а-9054/2022;) ~ М-8219/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Южно-Сахалинска
Ответчики
ОСП Сторож Дарья Влдадимировна
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Князева (Шашкова) Дарья Андреевна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky--sah.sudrf.ru
27.12.2022Регистрация административного искового заявления
28.12.2022Передача материалов судье
29.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Рассмотрение дела начато с начала
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее