Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-483/2024 ~ М-1358/2023 от 28.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2023-001436-98

20 марта 2024 года Производство № 3а-483/2024

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кремко Константина Евгеньевича (ОГРНИП 319665800068984,
ИНН 660600032383) к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

заинтересованное лицо – публично-правовая компания «Роскадастр»,

при участии в судебном заседании представителя административного истца индивидуального предпринимателя Кремко К.Е. – Сорокиной Т.Б.,

У С Т А Н О В И Л :

индивидуальный предприниматель Кремко К.Е. (далее также – предприниматель) 28 декабря 2023 года обратился в Свердловский областной суд (далее также – суд) с административным иском, в котором с учетом принятого протокольным определением суда от 20 марта 2024 года уточнения просил пересмотреть определенную по состоянию
на 1 января 2022 года кадастровую стоимость земельных участков, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, <№>, <№> и <№> (далее также – земельные участки, а при раздельном упоминании – участок <№>, участок <№>, участок <№>, участок <№> и участок <№> соответственно), ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, что приводит к экономически необоснованному увеличению налоговых обязательств предпринимателя.

В судебном заседании, назначенном для проведения судебного разбирательства по делу, принял участие представитель предпринимателя.

Ввиду надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) дело было рассмотрено в отсутствие административных ответчиков и заинтересованного лица.

Заслушав участника судебного заседания, исследовав и оценив материалы административного дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований предпринимателя.

Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками земельного налога организации и физических лиц, обладающих земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон
№ 237-ФЗ) установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).

Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года
№ 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено 1 января 2018 года.

Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее 1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Закона
№ 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).

Согласно части первой статьи 12 Федерального закона
от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

На основании акта ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки» от 20 июля 2023 года № АОКС-66/2023/010046 в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 25 июля 2023 года была внесена кадастровая стоимость земельных участков: для участка
<№> – в размере 2041 890 руб. 36 коп.; для участка <№> –
в размере 3657 490 руб. 76 коп.; для участка <№> – в размере
3487 318 руб. 96 коп.; для участка <№> – в размере 3427 782 руб. 40 коп.; для участка <№> – в размере 105945 939 руб. 52 коп.

Изложенная кадастровая стоимость земельных участков была внесена в ЕГРН с указанием на ее определение по состоянию на 1 января 2022 года, а также на ее применение с 11 июля 2023 года (листы дела 70-74, 195-197).

Наличие у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков, определенной по состоянию
на 1 января 2022 года, признано судом доказанным, поскольку предприниматель с 11 июля 2023 года является собственником земельных участков, что подтверждается записями, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости (листы дела 55-65, 75-85, 195-197).

Таким образом, размер налоговых обязательств предпринимателя в связи с принадлежностью ему земельных участков зависит от величин кадастровой стоимости последних.

Поскольку внесенная в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года кадастровая стоимость земельных участков определялась ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки» в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.

Обращаясь в суд с административными исковыми требованиями о пересмотре определенной по состоянию на 1 января 2022 года кадастровой стоимости земельных участков, предприниматель ссылался на то, что оспариваемая кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельных участков, определенную на ту же дату отчетом ( / / )3
от 18 декабря 2023 года № 01/12/2023 (далее также – отчет): для участка
<№> – в размере 7825 000 руб., для участка <№> – в размере
298 000 руб., для участка <№> – в размере 357 000 руб., для участка
<№> – в размере 333 000 руб., для участка <№> – в размере 141 000 руб. (листы дела 94-193).

В досудебном порядке предприниматель с основанными на отчете заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области не обращался.

Представленный административным истцом отчет был подготовлен частнопрактикующим оценщиком ( / / )3, являющейся на момент подготовки отчета членом саморегулируемой организации ассоциации «Свободный оценочный департамент», имеющей стаж работы в области оценочной деятельности 11 лет, а также действующие квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» и полис страхования профессиональной ответственности оценщиков (листы дела 190-192).

Оценив представленный административным истцом отчет, суд в соответствии со статьями 59, 60, 61 и 84 КАС РФ признал отчет относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку он выполнен компетентным субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценочной деятельности, действующими федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение оценщиком при оценке земельных участков сравнительного подхода и отказ от применения иных подходов надлежащим образом мотивированы. При этом определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов оценщик обосновал применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объектов оценки.

Достаточных доказательств, опровергающих изложенные в отчете
выводы о рыночной стоимости земельных участков по состоянию
на 1 января 2022 года, в материалы дела представлено не было.

При этом в период рассмотрения административного дела его участники возражений относительно достоверности представленного административным истцом отчета не заявляли, о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не ходатайствовали.

Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его налоговых обязательств, а также несоответствие указанного вида стоимости земельных участков их рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования предпринимателя обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 249 КАС РФ и пункта 25 Постановления № 28 в резолютивной части настоящего решения подлежат указанию величины вновь установленной судом кадастровой стоимости земельных участков, а также дата подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, которой в данном случае является дата подачи административного иска.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19, подпункта 1
пункта 1 статьи 333.40 НК РФ и пункта 30 Постановления № 28, и с учетом того, что административному истцу как физическому лицу следовало уплатить за рассмотрение данного административного дела государственную пошлину в размере 1 500 руб. (300 руб. ? 5 земельных участков), тогда как было уплачено 2000 руб., сумма излишне уплаченного сбора (500 руб.) подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░:

░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> –
7825 000 ░░░.,

░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> –
298 000 ░░░.,

░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> –
357 000 ░░░.,

░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> –
333 000 ░░░.,

░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> –
141 000 ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 500 ░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
№ 738.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 2024 ░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-483/2024 ~ М-1358/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кремко Константин Евгеньевич
Ответчики
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Управление Росреестра по Свердловской области
ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки"
Другие
Топал Елена Геннадьевна
Аписарова Ольга Сергеевна
Малова Вера Анатольевна
Сорокина Татьяна Борисовна
Филиал ППК "РОСКАДАСТР" по УФО
Остапова Мария Ильинична
Кучерюк Лариса Владимировна
Нуритдинов Артур Тимурович
Родионова Ольга Геловна
Дружинина Ольга михайловна
Репин Андрей Витальевич
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Рудаков Максим Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация административного искового заявления
29.12.2023Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
02.02.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Дело оформлено
31.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее