Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2021 года
Дело № 2а-1047/2021
УИД: 51RS0021-01-2021-000988-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2021 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко А.А.
при секретаре Павловой В.К.
с участием прокурора Кузнецова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Северного флота в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Заместитель военного прокурора Северного флота, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, указав в обоснование, что военной прокуратурой Северного флота проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице с сетевым адресом: https://www.youtube.com/watch?v=eoR0EdMTkw8 расположен Интернет-ресурс, содержащий информацию, представляющую собой алгоритм осуществления запрещенной законом деятельности, связанной с нелегальным пересечением Государственной границы Российской Федерации. Страница опубликована в сети "Интернет" и открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен. Информация о владельцах сайта (страниц) отсутствует.
Принимая во внимание, что сведения, размещенные на указанном сайте являются фактором, способствующим совершению административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний, противоречат целям и задачам действующего законодательства регламентирующего режим Государственной границы Российской Федерации, ссылаясь на ч. 1 ст. 10, статьи 15 и 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Законом Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать информацию, распространяемую посредством сети "Интернет" и размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: https://www.youtube.com/watch?v=eoR0EdMTkw8 информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Его неявка в силу ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению данного административного дела.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 1 ст. 10 данного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
На основании п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено п. 6 ст. 10 этого Федерального закона, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 этого Федерального закона в качестве основания включения сведений в Единый реестр предусмотрено вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.
Как указано в обоснование заявления, военной прокуратурой Северного флота проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ) порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
В ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ закреплены основания для временного ограничения права российских граждан на выезд за пределы Российской Федерации, каждое из которых направлено на защиту тех или иных интересов публичного характера.
Таким образом, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, противоречит целям и задачам законодательства, регламентирующего режим Государственной границы Российской Федерации и может быть использована злоумышленниками для нелегального пересечения границы Российской Федерации.
Статья 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации. Статьей 322 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступлений.
В ходе проведенной военной прокуратурой Северного флота проверки выявлены факты размещения в сети "Интернет" противоправной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации.
По электронному адресу: https://www.youtube.com/watch?v=eoR0EdMTkw8 расположен Интернет-ресурс, содержащий информацию, представляющую собой алгоритм осуществления запрещенной законом деятельности, связанной с нелегальным пересечением Государственной границы Российской Федерации. Указанный Интернет-ресурс предоставляет возможность свободного доступа неограниченного круга лиц к названой информации, поскольку вход на сайт свободный, ознакомиться с его содержанием может любой интернет-пользователь, какие-либо ограничения в отношении указанной информации отсутствуют, предварительная регистрация и введение пароля не требуются.
Как следует из представленной копии общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора, на момент проверки указанный Интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления военного прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет" и размещенной на интернет-сайте по сетевому адресу: https://www.youtube.com/watch?v=eoR0EdMTkw8 – информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░: https://www.youtube.com/watch?v=eoR0EdMTkw8, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░