Дело № 2А-454/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вяземский 18 ноября 2022года
Вяземский районный суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Чистовой Т.С.,
при секретаре Снегур И.М.,
с участием представителя административного истца - администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края Конченко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края к отделу судебных приставов по Вяземскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование указывая, что постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО № 27016/22/112335 от 18.10.2022 с администрации городского поселения «Город Вяземский» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи неисполнением должником требований исполнительного документа по исполнительному производству №23927/19/27016-ИП, где предметом исполнения является обязанность администрации городского поселения «Город Вяземский» организовать замену сетей водоснабжения в г. Вяземский, на ул. Коммунистическая на участке от колодца, расположенного напротив здания патологоанатомического отделения КГБУЗ «Вяземская районная больница» до пешеходного перехода, расположенного напротив дома № 41 по ул. Коммунистическая. На улице Козюкова от пересечения с ул. Милицейская до пересечения с ул. Школьной на улице Дзержинского от пересечения с ул. Лазо до пересечения с ул. Милицейская. В период исполнения решения суда истец неоднократно обращался в Вяземский районный суд за получением отсрочки исполнения решения суда, в том числе, 25.10.2021 было удовлетворено заявление администрации городского поселения об отсрочке исполнения решения, сроком до 30.09.2022. Кроме того, администрацией городского поселения «Город Вяземский» в период, предоставленный отсрочки исполнения решения суда, проведены мероприятия по замене сетей водоснабжения в г. Вяземский, а именно: были выполнены работы по замене сетей водоснабжения на участке ул. Казачьей пересечения с ул. Чехова до колодца, расположенного напротив дома № 23 по ул. Казачьей в соответствии с договором б/н от 18.05.2022 с ООО «Промгазстрой». Одновременно, в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 №185-пр «Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края», для получения субсидии из краевого бюджета на выполнение указанных работ, в адрес Правительства Хабаровского края администрацией городского поселения «Город Вяземский» направлена заявка в министерство ЖКХ Хабаровского края. По настоящее время субсидия из краевого бюджета не получена. Ссылается, что фактически исполнить решение суда будет возможно в полном объеме за счет собственных средств бюджета городского поселения в 2023 году. Полагает, что истец принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Просит освободить администрацию городского поселения «Город Вяземский» от исполнительского сбора.
Представитель административного истца – администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края Конченко О.И., действующая на основании доверенности, при рассмотрении дела на доводах, изложенных в административном исковом заявлении настаивала, дополнительно пояснила, что 03.11.2022 Вяземским районным судом Хабаровского края было удовлетворено заявление администрации городского поселения об отсрочке исполнения решения сроком до 01.09.2023, планируют в полном объеме исполнить решение суда в 2023 году, запланированы мероприятия по исполнению решения суда на будущие период с поэтапным его исполнением в рамках срока предоставления отсрочки его исполнения, в том числе за счет собственных средств из бюджета городского поселения «Город Вяземский», капитальный ремонт и реконструкция существующих сетей водоснабжения включен в сводную бюджетную роспись городского поселения «Город Вяземский» на 2022 год и плановый 2023 и 2024 годы, также ссылается, что проект концессионного трехстороннего соглашения между городским поселением «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края, ООО «Водоканал» и Хабаровского края в лице Губернатора, Председателя Правительства Хабаровского края о реконструкции имущества, где предметом соглашения является, в том числе, реконструкция сетей водоснабжения в г. Вяземский, находится на согласовании. Просит освободить администрацию городского поселения «Город Вяземский» от исполнительского сбора, полагает, что все предусмотренные законодательством меры администрацией городского поселения «Город Вяземский» приняты в полном объеме.
В судебное заседание представители административных ответчиков УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, ОСП по Вяземскому району Хабаровского края, заинтересованное лицо прокурор Вяземского района не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило.
Поскольку явка указанных лиц в судебное заседание обязательной не признавалась, на основании ч.6 ст.226 КАС РФдело рассмотрено по существу без участия указанных административных ответчиков в судебном заседании.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений статьи 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащих в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе, в том числе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии с ч.1 ст.105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно частям 1-3 ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.3 ст.112 Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Закона).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу положений статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четвертую от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом порядок рассмотрения дела об освобождении от уплат исполнительского сбора определяется в зависимости от выбранного должником способа защиты своего права.
Как следует из материалов исполнительного производства №23927/19/27016-ИП, требования исполнительного документа должником до настоящего времени не исполнены.
Постановлением старшего судебного пристава от 18.10.2022 с администрации городского поселения «Город Вяземский» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, в адрес должника направлено требование об исполнении решения суда в срок до 31.10.2022.
Вместе с тем, суд считает возможным освободить должника от взыскания исполнительского сбора, учитывая следующие обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление от 30 июля 2001 года N 13-П).
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
По смыслу приведенных правовых норм, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 47 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 года N 4, отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора и может повлечь признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Как следует из материалов дела, исполнительного производства, и установлено судом, решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 28.09.2018 на администрацию городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность администрации городского поселения «Город Вяземский» организовать замену сетей водоснабжения в г. Вяземский, на ул. Коммунистическая на участке от колодца, расположенного напротив здания патологоанатомического отделения КГБУЗ «Вяземская районная больница» до пешеходного перехода, расположенного напротив дома № 41 по ул. Коммунистическая; на участке ул. Казачьей от пересечения с ул. Чехова до колодца, расположенного напротив дома № 23 по ул. Казачьей, в срок до 01.09.2019. На улице Козюкова от пересечения с ул. Милицейская до пересечения с ул. Школьной на улице Дзержинского от пересечения с ул. Лазо до пересечения с ул. Милицейская, в срок до 01.09.2020.
28.11.2019 возбуждено исполнительное производство №23927/19/27016-ИП должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Данное постановление получено должником 06.12.2019, однако в срок, установленный постановлением, добровольно не исполнено, что заявителем не оспаривается.
10.12.2019 администрация городского поселения «Город Вяземский» обратилось в ОСП по Вяземскому району с ходатайством об отложении исполнительных действий, в связи с подачей заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
18.12.2019 определением Вяземского районного суда Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.09.2020.
07.09.2020 администрация городского поселения «Город Вяземский» обратилось в ОСП с ходатайством об отложении исполнительных действий, в связи с подачей заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
01.09.2020 определением Вяземского районного суда Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30.09.2021.
07.09.2020 администрация городского поселения «Город Вяземский» обратилось в ОСП с ходатайством об отложении исполнительных действий, в связи с подачей заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
09.09.2020 постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Вяземскому району исполнительные действия отложены до 19.09.2020.
12.10.2021 администрация городского поселения «Город Вяземский» обратилось в ОСП с ходатайством об отложении исполнительных действий, в связи с подачей заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
25.10.2021 определением Вяземского районного суда Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30.09.2022.
20.10.2021 постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Вяземскому району исполнительные действия отложены до 30.10.2021.
03.11.2022 было удовлетворено заявление администрации городского поселения об отсрочке исполнения решения сроком до 01.09.2023.
Из представленных документов следует, что администрацией городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края в целях исполнения решения суда были выполнены следующие мероприятия: 1)разработана проектно-сметная документация на выполнение капитального ремонта вышеуказанных сетей водоснабжения, которая получила положительное заключение государственной экспертизы; 2) на основании разработанной проектно-сметной документации, администрацией городского поселения были направлены два заявки в адрес министерства ЖКХ края на предоставление субсидии из Краевого бюджета на данные цели в 2021 и в 2022 году. В связи с ограниченностью средств заявки не были утверждены министерством и средства на капитальный ремонт из краевого бюджета не были предоставлены; 3) в 2022 году администрацией выполнен капитальный ремонт участка сети водоснабжения по ул. Казачьей от пересечения с ул. Чехова до колодца, расположенного напротив дома № 23 по ул. Казачьей. Кроме того, в последующие периоды проведения конкурсов министерством ЖКХ края на право предоставления субсидии из краевого бюджета, администрацией городского поселения запланированы к подаче заявки. В случае выделения краевых средств в рамках мероприятия «Капитальный ремонт сетей водоснабжения» муниципальной программы «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры городского поселения» будет произведен капитальный ремонт трех оставшихся участков сетей, в ином случае-за счет средств местного бюджета, по одному ежегодно, в период с 2023 по 2025 годы. Кроме того, администрацией городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края проводятся мероприятия по получению субсидии из краевого бюджета на выполнение указанных работ, получено положительное заключение государственной экспертизы, изысканы средства на проведение работ по замене сетей водоснабжения в 2022 году за счет местного бюджета, запланированы мероприятия по исполнению решения суда на будущие период с поэтапным его исполнением в рамках срока предоставления отсрочки его исполнения, в том числе за счет собственных средств из бюджета городского поселения «Город Вяземский». Кроме того, разработан проект концессионного трехстороннего соглашения между городским поселением «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края, ООО «Водоканал» и Хабаровского края в лице Губернатора, Председателя Правительства Хабаровского края о реконструкции имущества, де предметом соглашения является, в том числе, реконструкция сетей водоснабжения в г. Вяземский, данное соглашение находится на согласовании.
Суд полагает представленные доказательства достаточными и допустимыми для вывода о действиях администрации Вяземского района, направленных на исполнение решения суда и требований исполнительного документа, при обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении в полном объеме требований исполнительного документа.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ 18.10.2022, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №23927/19/27016-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.11.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░