РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года г. Ясногорск Тульской области
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего - судьи Штабновой А.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улыбышевой Т.В.,
с участием административного истца - помощника прокурора Ясногорского района Баранова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-514/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании бездействия незаконным и понуждении установить зоны санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения - водопроводных сетей, расположенных в с. Богословское Ясногорского района Тульской области,
установил:
прокурор Ясногорского района Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, к администрации МО Ясногорский район о признании бездействия незаконным и понуждении установить зоны санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения и водопроводных сетей, расположенных в с. Богословское Ясногорского района Тульской области.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ясногорского района Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в результате которой 15 июня 2023 года установлено, что в нарушение требований санитарных норм объекты питьевого водоснабжения, находящиеся в с. Богословское, с. Климовское, п.Есуковский, д. Хорошевка, с. Григорьевское с. Иваньково Ясногорского района установленных зон санитарной охраны не имеют, проекты зон санитарной охраны не разрабатывались. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район внесено представление, которым потребовано устранить выявленные нарушения. По результатам рассмотрения представления установлено, что меры к разработке проекта зон санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения, находящиеся в с.Богословское, с. Климовское, п. Есуковский, д. Хорошевка, с. Григорьевское, с.Иваньково Ясногорского района не приняты, санитарные зоне не установлены. Водоснабжение жителей питьевой водой в с. Богословское Ясногорского района осуществляется посредством: водопроводных сетей, протяженностью <данные изъяты> метров, артскважины глубиной <данные изъяты> м, расположенной по адресу: <адрес>, артскважины глубиной <данные изъяты> м, расположенной по адресу: <адрес>, зон санитарной охраны не имеют, проекты зон санитарной охраны не разрабатывались. Непринятие администрацией МО Ясногорский район мер, направленных на обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, из которых организовано питьевое водоснабжение населения, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие и обязать администрацию МО Ясногорский район установить зоны санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения - водопроводных сетей, протяженностью <данные изъяты> метров, артскважины глубиной <данные изъяты> м, расположенной по адресу: <адрес>, артскважины глубиной <данные изъяты> м, расположенной по адресу: <адрес>.
Административный истец - помощник прокурора Ясногорского района Баранов М.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Не возражал против установления срока для установления зон санитарной охраны до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика администрации МО Ясногорский район в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации (далее - КАС РФ), с учетом мнения административного истца, представленного ходатайства, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подп. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Из ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствие с ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 52 зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Пунктами 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 «СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование товариществу собственников жилья «Спицинский»» передано муниципальное недвижимое имущество в безвозмездное пользование товариществу собственников жилья «Спицинский» согласно приложению к настоящему постановлению, в том числе водопроводные сети, протяженностью <данные изъяты> метров, с. Богословское Ясногорского района Тульской области, артскважина глубиной <данные изъяты> м, расположенная по адресу: <адрес>, артскважина глубиной <данные изъяты> м, расположенная по адресу: <адрес>.
Прокуратурой Ясногорского района проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В результате проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства без заключения концессионного соглашения, администрацией МО Ясногорский район постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное пользование ТСЖ поселка Спицинский переданы объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в с. Богословское, с. Климовское, п. Есуковский, д.Хорошевка, с. Григорьевское, с. Иваньково Ясногорского района.
Отсутствие организации, оказывающей коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, которая осуществляет на законных основаниях права владения и (или) пользования этими централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем влечёт невозможность капитального ремонта (замены) ветхих водопроводных систем, что в свою очередь может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение в необходимых объемах соответствующих коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, администрация МО Ясногорский район ненадлежащим образом исполняет обязанности по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом.
В нарушение требований санитарных норм объекты питьевого водоснабжения, находящиеся в с. Богословское, с. Климовское, п. Есуковский, д. Хорошевка, с.Григорьевское с. Богословское Ясногорского района установленных зон санитарной охраны не имеют, проекты зон санитарной охраны не разрабатывались.
Отсутствие установленных санитарных зон санитарной охраны может повлечь за собой предоставление услуг водоснабжения не отвечающих требованиям безопасности.
Установленные настоящей проверкой нарушения стали возможны вследствие отсутствия должного контроля со стороны главы администрации МО Ясногорский район за исполнением подчиненными сотрудниками законодательства о водоснабжении и водоотведении, законодательства о концессионных соглашениях и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
По результатам проведенной проверки в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район ДД.ММ.ГГГГ внесено представление №/Прдп№, которым потребовано принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях и законодательства о водоснабжении и водоотведении. Рассмотреть вопрос о передаче объектов водоснабжения, находящихся в безвозмездном пользовании ТСЖ «Спицинский» по концессионному соглашению. Рассмотреть вопрос о разработке проекта зон санитарной охраны в отношении объектов водоснабжения, переданных ТСЖ «Спицинский».
Администрация МО Ясногорский район в письме № от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что представление об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях, законодательства о водоснабжении и водоотведении и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения рассмотрено. Заявки на заключение концессионного соглашения на объекты водоснабжения в администрацию МО Ясногорский район не поступало. В настоящее время КИЗО администрации МО Ясногорский район ведутся работы по подготовке документации для заключения концессионного соглашения. В целях бесперебойного обеспечения населения услугами водоснабжения КИЗО администрации МО Ясногорский район был заключен договор безвозмездного пользования с некоммерческой организацией ТСЖ «Спицинский». Администрацией МО Ясногорский район будет заключен контракт в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящиеся в с. Богословское, с. Климовское, п. Есуковский, д.Хорошевка, с. Григорьевское, с. Иваньково Ясногорского района для разработки проекта зон санитарной охраны.
Также письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес прокуратуры Ясногорского района, администрация МО Ясногорский район сообщает, что проект зон санитарной охраны разрабатывается специализированной организацией за счет средств администрации МО Ясногорский район. По предварительным данным стоимость разработки проекта ЗСО составляет от <данные изъяты> до <данные изъяты> руб. Средства в бюджете МО Ясногорский район на 2023 год на выполнение указанных мероприятий не предусмотрены. Выполнение услуг по разработке проектов будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» после уточнения бюджета на 2024 год во 2 квартале 2024 года. Проект ЗСО после его разработки подлежит согласованию в Роспотребнадзоре с получением санитарно-эпидемиологического заключения. Прохождение экспертизы и согласование проекта ЗСО осуществляются в срок от 3 до 6 месяцев. После принятия решения об установлении ЗСО необходимо внесение сведений о границе ЗСО в ЕГРН. Срок проведения работ от 1 до 2 месяцев. Учитывая этапы разработки и согласования проекта ЗСО срок установки ЗСО до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суду не представлено доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанные нарушения администрацией МО Ясногорский район в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в части установления зоны санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения и водопроводных сетей, расположенных в с. Богословское Ясногорского района Тульской области, административным ответчиком устранены.
Непринятие администрацией МО Ясногорский район мер, направленных на обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, из которых организовано питьевое водоснабжение населения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности административного ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что рассматриваемые административные исковые требования прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Ясногорский район являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд полагает целесообразным установить срок надлежащего исполнения настоящего решения – до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он отвечает требованиям справедливости и является адекватным, обеспечивает баланс прав и законных интересов участников процесса.
Руководствуясь ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: