Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-529/2023 (2а-9874/2022;) ~ М-8270/2022 от 08.08.2022

УИД 11RS0001-01-2022-012503-91

Дело №2а-529/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Игушевой И.В.,

при секретаре Муравьевой Т.С.

с участием представителя административных соответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Шевченко А.В.,

представителя административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Шомысовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Семенова Александра Николаевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

установил:

Семенов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

...

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец Семенов А.Н., извещенный надлежащим образом, содержится в местах лишения свободы, участия в судебном заседании не принимал, ранее в судебном заседании не настаивал на его участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи.

Представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Шевченко А.В. в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-25 ФСИН России, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Шомысова Л.Н. в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

На основании ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья, осужденных.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является осужденным, и содержался в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** **, откуда направлен для отбывания наказания в УФСИН России по Республике Саха г. Якутск.

В период с ** ** ** по ** ** ** истец содержался в карантинном отделении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми; с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** в Отрядах №... и №... СУОН.

** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** водворялся в ШИЗО за нарушение ПВР.

Проверяя доводы административного истца о нарушении условий его содержания в заявленный период в исправительном учреждении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, а именно в части нарушения температурного режима в камерах ШИЗО, наличия плесени и сырости, суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что общежития для проживания осужденных, на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, построены в 1976-1977 годах в период действия «Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года. Здания построены в соответствии со строительными нормами и правилами. При этом проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений, согласно Приказа Минюста РФ от 28.09.2001 № 276, так в отряде №... в ** ** ** произведен ремонт помещений: жилой комнаты и помещения приема и разогрева пищи, в 2018 году произведен ремонт жилой комнаты; в отряде №... в ** ** ** начаты и ** ** ** закончены отделочные работы в помещениях: коридор, 3-х жилых комнат, бытовой комнаты, комнаты воспитательной работы, комнаты приема и разогрева пищи.

Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Внутренние сети отопления выполнены в двух трубном исполнении со стояковой разводкой. В качестве нагревательных элементов в помещениях общежития используются чугунные радиаторы. Для контроля температуры в помещениях на стенах закреплены термометры.

В отрядах, где проживают осужденные, воздухообмен осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы, наличие принудительной вытяжной вентиляции в отрядах законодательством не предусмотрено, что соответствует требованиям СП308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», согласно которым во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением. Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные вытяжные каналы.

Также установлено, что в здании ШИЗО/ПКТ входит 19 камер, их них для ШИЗО отведено 16 камер (№№...), помимо камер, имеется душевая, прогулочные дворики.

В здании ШИЗО и ПКТ обеспечено централизованное электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, система вытяжной вентиляции. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной, контроль температурного режима в камерах осуществляется ежедневно дежурным и заносится в Журнал учета температурного режима, а также контролируется медицинской службой и заносится в журнал контроля санитарного состояния и проведения медицинских осмотров ежедневно.

В здании ШИЗО и ПКТ ежегодно проводятся текущие ремонты помещений. Искусственное освещение в камерах соответствует п.20.33 СГ1 17-02 Минюста России и составляет более 100 лк (люминесцентные лампы), в центре потолка имеются два светодиодных светильника по 50 Ватт, искусственная освещенность на рабочих поверхностях столов соответствует нормативным показателям СанПин.

Камеры ШИЗО оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения.

В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России.

Камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.

В камерах ШИЗО ведется контроль за температурным режимом, что подтверждается журналом №... «Учет температурного режима в камерах блока ШИЗО и ПКТ», согласно которого температура в камерах соответствовала требованиям с учетом времени года, в теплое время года – в пределах от 18 до 27 градусов, в холодное время года – от 17 до 23 градусов.

Полы в камерах ШИЗО выполнены из фанеры, которая крепится к деревянным лагам, пространство между лагами в уровень верха лаг, заполнено цементным раствором, что соответствует требованиям нормативных документов, и не свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания.

Согласно акту ЦГСЭН МСЧ-11ФСИН России от ** ** ** при проверке жилых помещений в отрядах, и корпусе ШИЗО/ПКТ установлено, что температурный режим в жилых помещениях соблюдается.

По акту от ** ** ** установлено, что при выборочной проверке жилых помещений в отрядах, и в корпусе ШИЗО/ПКТ установлено, что температурный режим в жилых помещениях соблюдается. Параметры микроклимата в жилых помещениях соответствуют СП-17-02. Санитарно-гигиеническое состояние в жилых помещениях удовлетворительное.

В банно-прачечном комбинате учреждения предусмотрена централизованная стирка вещевого довольствия и постельного белья, которая производится в прачечном отделении БПК сертифицированными средствами.

Санитарное состояние всех помещений соответствует требованиям СанПин. Ежегодно заключаются государственные контракты (договоры) со специализированной организацией на проведение работ по дератизации и дезинсекции объектов учреждения.

Таким образом, нарушений правил содержания при нахождении Семенова А.Н. в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, материалами дела не установлено.

Для проверки доводов административного истца о получении заболеваний, в связи с ненадлежащим условиями содержаниям в исправительном учреждении, в рамках настоящего дела судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».

Согласно экспертного заключения ...

...

...

...

...

...

...

...

Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Мотивированных возражений относительно выводов экспертного заключения сторонами не представлено.

На основании статьи 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу положений предусмотренных в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ законом обязанность возмещения вреда, может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).

Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными ст. 151 Гражданского кодекса РФ и главой 59 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 151 (абзац 1) Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу действующего гражданского законодательства (ст. ст. 151, 1099, 1101 Гражданского кодекса РФ) обязанность компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) может быть возложена только на лицо, виновное в причинении такого вреда, за исключением случаев, перечисленных в статье 1100 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда (возникновение убытков), причинно-следственная связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

При этом добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией Российской Федерации и федеральными законами обязанностей презюмируется. На сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.

Оценивая приведенные в обоснование иска основания нарушений условий содержания осужденных как условие взыскания денежной компенсации, суд исходит из того, что с учетом разъяснений в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2017 № 84-КГ17-6, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них следствие реализации механизма государственного принуждения.

По итогам изучения представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, руководствуюсь тем, что с учетом выводов в настоящем решении право истца на получение денежной компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ не возникло. Нарушений действующего законодательства и прав административного истца в части обеспечения надлежащих условий его содержания в той мере, в какой они должны быть обеспечены, влекущих возникновение права истца на их компенсацию, за заявленный период с учетом указанных в административном иске нарушений со стороны административных ответчиков не допущено.

Доказательств подтверждающих, что административным истцом получены заболевания вследствие ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, материалы дела не содержат.

Соответственно, в удовлетворении требований Семенова А.Н. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, предъявленных к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-25 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░-11 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-529/2023 (2а-9874/2022;) ~ М-8270/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семенов Александр Николаевич
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК
ФСИН России
УФСИН России по Республике Коми
Другие
начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми
начальник УФСИН России по Республике Коми Коновалов Дмитрий Николаевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Игушева Ирина Витальевна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
08.08.2022Регистрация административного искового заявления
09.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2022Предварительное судебное заседание
05.10.2022Рассмотрение дела начато с начала
01.11.2022Судебное заседание
19.05.2023Производство по делу возобновлено
28.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Рассмотрение дела начато с начала
27.07.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее