Дело № 2а-1152/2022
УИД 14RS0016-01-2022-001457-58
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2022 г. г. Мирный
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой В.В., при помощнике Самсоновой А.В., с участием: прокурора – старшего помощника прокурора города Мирного Голубевой В.В., административного истца Иванова Д.В., представителя административного ответчика Амеличкина С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова Дмитрия Валерьевича к Мирнинской территориальной избирательной комиссии об отмене решения об отказе в регистрации кандидата,
у с т а н о в и л :
Иванов Д.В. обратился в суд с административным иском к Мирнинской ТИК, которым просит отменить решение Мирнинской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2022 г. № об отказе Иванову Д.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), указывая, что ТИК отсутствовали основания для признания недействительными 6 подписей избирателей, поскольку имеющиеся недостатки являются помарками, орфографическими ошибками, не препятствующими однозначному толкованию юридически значимых сведений.
В судебном заседании административный истец Иванов Д.В., основываясь на доводах иска, поддержал заявленные требования и настаивает на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Амеличкин С.Д., основываясь на возражениях отзыва на исковое заявление, просит отказать в иске за его несостоятельностью, ссылаясь на законность и обоснованность принятого ТИК решения об отказе в регистрации кандидата.
Выслушав доводы иска и возражения по нему, исследовав представленные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим отказу в его удовлетворении за его необоснованностью, суд приходит к следующему.
Решением Мирнинского районного Совета депутатов муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2022 г. на 11 сентября 2022 г. назначены выборы Главы муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
Решением Мирнинской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2022 г. № отказано Иванову Д.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичные основания содержатся в подпункте 7 пункта 9 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV (ред. от 28.04.2022) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 28.09.2011 З N 816-IV).
16 июня 2022 г. Мирнинской территориальной избирательной комиссией в соответствии со статьей 37 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктами 4, 18 статьи 41, пункта 4 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", а также учитывая численность избирателей по состоянию на 1 января 12022 г. принято решение, которым определено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения, необходимое для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) – 124 шт. и их максимальное количество, предоставляемое в избирательную комиссию – 136 шт.
Для проведения проверки соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов, привлекать членов нижестоящих избирательных комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (пункты 3, 3.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 2 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия)).
На основании пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 4.4 статьи 43 Закона Республики Республики Саха (Якутия) недействительными признаются в том числе:
- подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата (подпункт 1);
- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт 2);
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт 7);
- все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт 8);
- все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 6, 7.1 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 9.1 статьи 41 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 6 статьи 41 настоящего Закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования представительного органа муниципального образования, наименования муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными (подпункт 9).
Как следует из материалов дела, Иванов Д.В. наряду с другими документами, необходимыми для решения вопроса о регистрации кандидата, представил собранные в поддержку самовыдвижения 134 подписей избирателей на 47 подписных листах, сброшюрованных в две папки (поименованы «Книга №1 и Книга №2»), из которых после проверки рабочей группой ТИК признано недействительными 11 подписей, в частности:
- 1 подпись избирателя собрана вне периода сбора подписей (Книга №1, подписной лист 2, строка 3);- 2 подписи избирателей не обладают активным избирательным правом в пределах МО «Город Мирный» (Книга №1, подписной лист 11, строки 3 и 5);
- 3 подписи избирателей не заверены кандидатом (Книга №1, подписной лист 12);
- 2 подписи избирателей из-за отсутствия полных паспортных данных об избирателе (Книга №1, подписной лист 18, строка 1; Книга №1, подписной лист 20, строка 2);
- 2 подписи избирателя имеют неоговоренные избирателем исправления в сведениях об избирателе (Книга №2, подписной лист 4, строка 1; Книга №2, подписной лист 17, строка 2);
- 1 подпись избирателя из-за отсутствия полного адреса места жительства избирателя (Книга №2, подписной лист №10, строка 2).
Исследовав подлинные подписные листы и сопоставив их с итоговым протоколом о результатах проверки, суд приходит к выводу о правомерности отказа Мирнинской ТИК в регистрации административного истца кандидатом на должность главы МО «Город Мирный», поскольку количество достоверных подписей (123) избирателей является недостаточным для принятия решения о регистрации кандидата в силу приведенных выше норм материального права.
При этом суд не соглашается с доводом административного истца о том, что в подписных листах в сведениях об избирателях допущены помарки ввиду особенностей почерка и небрежности, которые не препятствуют однозначному восприятию написанного и согласно подпункту 7 пункта 3.2 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года N 128/986-6, не могут считаться исправлениями и не влекут признание подписей избирателей недействительными.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в городе Севастополе на нарушение его конституционных прав пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2 статьи 32); количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа (пункт 1 статьи 37); регистрация списка кандидатов на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), список кандидатов (списки кандидатов) которой на основании официально опубликованных результатов ближайших состоявшихся федеральных, региональных или муниципальных выборов представительных органов публичной власти был допущен к распределению депутатских мандатов или получил определенный данным Федеральным законом уровень поддержки избирателей (пункт 1 статьи 38).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2012 года N 233-О-О, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, который, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе - согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в ряде решений (постановления от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О и др.), - предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, в частности, что право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным; каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 7 и 12 статьи 37); в случае если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме, все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года N 1483-О, по смыслу приведенных положений, сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.
Пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключает для избирательного объединения возможность замены подписных листов и внесения в них уточнений и дополнений, в том числе в части сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
Такое регулирование, как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, применительно к установленному данным законоположением запрету на замену подписных листов после их представления в уполномоченную избирательную комиссию в системе действующего правового регулирования предопределяется необходимостью обеспечения равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки и обусловлено особым назначением подписных листов как избирательных документов, позволяющих выявлять уровень поддержки кандидатов избирателями, необходимый для их регистрации, направлено на обеспечение права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации) при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов и не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя (Определение от 6 июля 2010 года N 1087-О-О). Данные выводы Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере применимы и к запрету на внесение в подписные листы после их представления в уполномоченную избирательную комиссию уточнений и дополнений.
Следовательно, имеющиеся в представленных административным истцом подписных листах очевидные недостатки сведений об избирателях и которые специально не оговорены указанными лицами соответственно, влекут признание недействительными подписей избирателей в силу прямого указания подпунктов статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
При этом неправильное написание адреса места жительства избирателя, его паспортных данных не может расцениваться как орфографическая ошибка, не влекущая признание подписи избирателя недействительной, поскольку эти сведения относятся к персональным данным и должны отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя.
При установленных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм действующего избирательного права, правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного иска, а потому требование Иванова Д.В. подлежит отказу в его удовлетворении за его необоснованностью.
Исходя из изложенного руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░. № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░