Дело № 2-8732/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 21 ноября 2022 г.Невский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи: Игнатьевой А.А..
при секретаре: Суваровой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой Анастасии Евгеньевны к АО "ПРОФСЕРВИС" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Соловьева А.Е. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к АО «ПРОФСЕРВИС» с требованием о взыскании денежных средств в счет возврата денежных средств, уплаченных по предварительному договору в размере 79 290 рублей, неустойки в размере 348 876 рублей, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, штрафа, расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что 12 ноября 2020 года между Соловьевой А.Е. и АО «ПРОФСЕРВИС» заключен предварительный договор купли продажи№ №). Согласно условиям договора стороны договорились заключить в будущем договор купли-продажи нежилого помещения № ММ185 (машиноместо). Стоимость объекта по договору составила 792 900 рублей, которая подлежала оплате в рассрочку до 11.11.2021 года. Обязательство по оплате покупателем исполнено в срок и в полном объеме. Однако, в установленный п.2.3. договором срок от ответчика не поступило предложения о времени и месте подписания основанного договора купли-продажи объекта, что является нарушением условий договора, в связи с чем, истцом в адрес ответчика 16.03.2022 было направлено заявление о возврате уплаченных по предварительному договору купли-продажи денежных средств. В ответ на заявление ответчиком было составлено соглашение о расторжении договора от 04.05.2022, в котором указано, что стороны досрочно по инициативе покупателя расторгают договор и обязательства сторон прекращаются, при этом на основании п. 8.1 договора с покупателя взыскивается штраф в размере 10% (79 290 руб.) от стоимости объекта и к возврату покупателя предлагается сумма в размере 713 610 рублей. В рамках досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика 11.05.2022 года была направлена претензия, которая была получена 17.05.2022 года, однако ответа на данную претензию истцом получено не было. На счет истца 03.06.2022 была возвращена сумма в размере 713 610 рублей, в связи с чем истец полагает, что претензия была оставлена без удовлетворения, на основании чего обратиться с настоящим иском в суд.
Представитель истца Кремлев А.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела уведомлена в установленном законном порядке, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором требования не признал, просил в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
В силу изложенного, суть предварительного договора, который должен обязательно предшествовать основному, состоит в том, что стороны обязуются в будущем заключить соглашение о передаче имущества, выполнении работы или оказании услуги (основной договор) на обусловленных предварительным договором условиях.
В соответствие с п. 4 ст. 380 ГК РФ если иное не установлено законом, по соглашению сторон задатком может быть обеспечено исполнение обязательства по заключению основного договора на условиях, предусмотренных предварительным договором (статья 429).
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.
Согласно п. 1 ст. 450.1. ГК РФ предоставленное законом или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Как следует из материалов дела, 12.11.2020 года между Соловьевой А.Е. и АО «ПРОФСЕРВИС» заключен предварительный договор купли- продажи № СПб-Даль-1(мм)-1/-1/185(1).
Согласно условиям договора стороны договорились заключить в будущем договор купли-продажи нежилого помещения № ММ185 (машиноместо). Стоимость объекта по договору, согласно п. 2.1 договора составляет 792 900 рублей, которая подлежала оплате в рассрочку до 11.11.2021 года.
Обязательство по оплате покупателем исполнено в срок и в полном объёме и сторонами не оспаривается.
Согласно п.2.3 Договора, договор купли-продажи объекта заключается сторонами не позднее 11.02.2022 и только при условии полной оплаты.
В соответствии с п.4.1., в течении срока, указанного в п.2.3 договора, при условии полной оплаты стоимости объекта, Продавец самостоятельно назначает время и место подписания договора купли-продажи объекта, о чем извещает покупателя по указанным в договоре реквизитам.
В установленный п.2.3. договором срок от ответчика не поступило предложения о времени и месте подписания основанного договора купли-продажи объекта, что является нарушением условий договора. В связи с чем, истцом в адрес ответчика 16.03.2022 было направлено заявление о возврате уплаченных по предварительному договору купли-продажи денежных средств (л.д. 48).
В ответ на заявление ответчиком было составлено соглашение о расторжении договора от 04.05.2022, в котором указано, что стороны досрочно по инициативе покупателя расторгают договор и обязательства сторон прекращаются, при этом на основании п. 8.1 договора с покупателя взыскивается штраф в размере 10% от стоимости объекта и к возврату покупателя предлагается сумма в размере 713 610 рублей (л.д.38).
Истцом в адрес ответчика 11.05.2022 года была направлена претензия, которая была получена 17.05.2022 года (л.д. 22), однако ответа на данную претензию истцом получено не было.
На счет истца 03.06.2022 ответчиком была возвращена сумм оплаченная по предварительному договору купли продажи за вычетом 10% в размере 713 610 рублей, что подтверждается платежным поручением № от 03.06.2022 (л.д.47).
Обращаясь в суд с настоящими требованиями истец не согласилась с удержанием 10 % от стоимости объекта указанном в договоре и изложенном в п. 8.1 предварительного договора, а также в соглашении о расторжении договора, мотивировав, что договор прекратил свое действие 11.02.2022 года, заявление покупателя по своей сути носит требование не о расторжении договора, а о возврате полностью уплаченной суммы.
Разрешая заявленные требования, суд не находит оснований для их удовлетворения, принимая во внимание, что стороны при заключении предварительного договора согласовали все существенные условия, в том числе порядок заключения основного договора, а также условия расторжения договора, которые изложили в п. 8 договора, согласно которому расторжение и изменение договора должно быть оформлено сторонами в письменном виде, путем подписания соответствующего документа. В случае расторжения договора по инициативе покупателя, продавец вправе при возврате денежных средств, фактически оплаченных покупателем удержать 10 % от стоимости объекта. При подписании 04 мая 2022 года стороны согласовали удержание 10 % от стоимости, внесли указанное условие в соглашение о расторжение договора, стороны указали, что стоимость удержания составить 79 290 рублей, именно на этих условиях истец подписала соглашение о расторжении договора. В связи с чем полагать, что удержанная сумма является неосновательном обогащением ответчика не усматривается, учитывая, что сторонами согласовано, а истцом подписано на указанных условиях соглашение об удержании штрафных санкций в случает отказа от договора покупателя в одностороннем порядке. Кроме того указание в договоре на удержание штрафной санкции является обеспечением, гарантом своих прав ответчика, в случае одностороннего расторжения договора покупателем, с данными условиями истец согласилась и не оспаривала.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ "░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░.