Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-854/2023 ~ М-772/2023 от 30.08.2023

Дело № 3а-854/2023

55OS0000-01-2023-000791-77

Строка стат.отчета 3.123

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,

при секретаре Сивожелезовой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2023 года в городе Омске административное дело по административному исковому общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Терминал» к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании решений и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ООО «Газпромнефть-Терминал» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» (далее – бюджетное учреждение) об оспаривании решений и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что ООО «Газпромнефть-Терминал» является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...>, площадью 53279 +/- 21 кв.м; земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание <...>, почтовый адрес ориентира: <...>, площадью 43423 +/- 73 кв.м; земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <...>, участок находится примерно в 190 м, по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <...>

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> утверждена приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 9 сентября 2022 года № 78-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Омской области» и по состоянию на 1 января 2022 года, составляла <...> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> утверждена актом № АОКС-55/2023/000167 от 21 марта 2023 года и составляла <...> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> утверждена актом № АОКС-55/2023/000167 от 21 марта 2023 года и составляла <...> рублей.

15 июня 2023 года административный истец обратился в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной на основании отчетов об оценке № 128/035/23-1, № 126/035/23-2 от 25 мая 2023 года, подготовленных ООО «Е-Консалтинг».

14 июля 2023 года бюджетным учреждением приняты решения № ОРС-55/2023/000076, № ОРС-55/2023/000077, № ОРС-55/2023/000075 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.

Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца как плательщика земельного налога, административный истец просил признать незаконными принятые бюджетным учреждением решения об отказе и установить кадастровую стоимость объектов недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчетов ООО «Е-Консалтинг».

В ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил заявленные требования. Просил признать незаконными и отменить решения бюджетного учреждения № ОРС-55/2023/000076, № ОРС-55/2023/000077, № ОРС-55/2023/000075 от 14 июля 2023 года, и установить по состоянию на 1 января 2023 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости <...> рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Грасмик М.А. заявленные требования поддержала с учетом уточнений.

Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» Вересова Т.О. в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признала в полном объеме и просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель Администрации города Омска Окишев К.В. полагал необоснованными требования административного истца о признании незаконными решений бюджетного учреждения, поскольку экспертом установлено наличие в отчетах об оценке нарушений законодательства. Не возражал против удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ).

Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 9 сентября 2022 года № 78-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года № 542-п установлено, что применение на территории Омской области положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года. Таким образом, с 1 января 2021 года в Омской области применяются положения статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 указанного закона.

Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» наделено полномочиями на территории Омской области по определению кадастровой стоимости, а также предоставляет услугу по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (статьи 6 и 7 Закона № 237-ФЗ, п. 1.1.1 Регламента рассмотрения бюджетным учреждением заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, утвержденного приказом бюджетного учреждения от 31 декабря 2020 года № 116).

В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом. Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> является действующей, результаты определения которой затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога, который определяется исходя из кадастровой стоимости, соответственно административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

На основании частей 3 и 5 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ 15 июня 2023 года административный истец обратился в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2023 года. К заявлениям были приложены отчеты об оценке № 128/035/23-1, № 126/035/23-2 от 25 мая 2023 года, подготовленные ООО «Е-Консалтинг».

В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе принять решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.

Решениями Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» № ОРС-55/2023/000076, № ОРС-55/2023/000077, № ОРС-55/2023/000075 от 14 июля 2023 года отказано в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости таких объектов недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчетов об оценке рыночной стоимости таких объектов недвижимости.

Согласно части 15 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В обоснование рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчеты об оценке № 128/035/23-1, № 126/035/23-2 от 25 мая 2023 года, подготовленные ООО «Е-Консалтинг».

Определением Омского областного суда от 9 октября 2023 года по ходатайству административного истца по делу назначена экспертиза для проверки отчетов № 128/035/23-1, № 126/035/23-2 от 25 мая 2023 года на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также наличия в отчетах нарушений, указанных в оспариваемых решениях бюджетного учреждения. Проведение экспертизы поручено федеральному бюджетному учреждению «Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» (том 3 л.д. 231-233).

Согласно заключению № 1985/2-4-23 от 24 ноября 2023 года, подготовленному экспертом ФБУ Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста России Тимошенко А.П., отчеты № 128/035/23-1, № 126/035/23-2 от 25 мая 2023 года не соответствует федеральному законодательству в сфере оценочной деятельности в части нарушений пункта 22 б), в), д) ФСО № 7, пункта 7, пункта 10 ФСО № 5, статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ; замечания, указанные в решениях бюджетного учреждения Омской области № ОРС-55/2023/000076, № ОРС-55/2023/000077, № ОРС-55/2023/000075 от 14 июля 2023 года подтверждаются в части замечаний № 1 (в части), 4, 6 (том 4 л.д. 4-22).

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Заключение судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов эксперта у суда также не имеется.

Поскольку судебным экспертом было установлено, что представленные отчеты об оценке № 128/035/23-1, № 126/035/23-2 от 25 мая 2023 года требованиям законодательства Российской Федерации не соответствуют, то они не могли быть приняты в качестве доказательства рыночной стоимости названных земельных участков, в связи с чем, имелись основания для отказа в удовлетворении заявлений, предусмотренные пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ.

При таком положении основания для удовлетворения требований административного истца о признании оспариваемых решений незаконными отсутствуют. Оспариваемые решения были приняты уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы его принятия.

Разрешая требование ООО «Газпромнефть-Терминал» об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, суд исходит из следующего.

В предмет доказывания по данной категории дел входит такое юридически значимое обстоятельство как размер рыночной стоимости объекта недвижимости, подлежащей установлению в качестве кадастровой на дату ее определения в отчете об оценке, который был предметом рассмотрения обжалуемого решения, в случае его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В процессе судебного разбирательства административным истцом при уточнении требований в обоснование рыночной стоимости объекта недвижимости представлены отчеты № 128/035/23-1н, № 126/035/23-2н от 25 мая 2023 года, составленные с учетом замечаний, изложенных в заключении эксперта № 1985/2-4-23 от 24 ноября 2023 года, а также возражений представителя Администрации города Омска, приведенных в ходе рассмотрения дела.

Проанализировав содержание отчетов № 128/035/23-1н, № 126/035/23-2н от 25 мая 2023 года, суд считает, что в нем устранены замечания эксперта, а также возражения Администрации города Омска, отражена полная, достоверная и непротиворечивая информация об объекте оценки и об объектах-аналогах с учетом произведенных корректировок (поправок), также в отчете содержатся все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости рассматриваемых объектов оценки.

Так, оценщиком определены сегменты рынка, к которому относятся исследуемые земельные участки, исходя из их категории – «земли населенных пунктов», вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № <...> - «для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок», вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...> – «склады», и приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении рыночной стоимости заявленных объектов оценки. Рыночная стоимость указанных объектов недвижимости определялась экспертом с использованием сравнительного подхода, в рамках которого применен метод сравнения продаж (метод корректировок), как наиболее достоверно отражающий рыночную стоимость данных объектов. При этом проведен анализ рынка объектов недвижимости и подобраны объекты – аналоги, которые по своим основным характеристикам сопоставимы с объектом оценки, приведена вся необходимая информация о расчетных значениях применяемых итоговых корректировок (отчет № 128/035/23-1н страницы 66-71, отчет № 126/035/23-2н страницы 81-86). К расчётам были применены аналоги, наиболее близкие по своим характеристикам. По отличным от объекта оценки ценообразующим факторам объектов – аналогов экспертом введены необходимые корректировки. Выбор объектов - аналогов, определение корректировок и порядок вычисления коэффициента вариации, необходимого для определения однородности выборки объектов – аналогов, надлежащим образом обоснованы и подробно описаны в отчете.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица не оспаривали тот факт, что в представленных отчетах устранены все выявленные нарушения, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли. Представитель Администрации города Омска не возражал против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с указанными отчетами.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о соответствии отчетов № 128/035/23-1н, № 126/035/23-2н от 25 мая 2023 года требованиям действующего законодательства и полагает возможным определить на основании представленных отчетов по состоянию на 1 января 2023 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости <...> рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости <...> рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости <...> рублей

Согласно пункту 6 части 2 статьи 18 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С учетом изложенного датой подачи заявления следует считать 15 июня 2023 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ 2023 ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                  ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-854/2023 ~ М-772/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Газпромнефть-Терминал"
Ответчики
Бюджетное учреждение Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации"
Другие
Администрация города Омска
Грасмик Мария Александровна
Суд
Омский областной суд
Судья
Кондратенко Елена Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud--oms.sudrf.ru
30.08.2023Регистрация административного искового заявления
30.08.2023Передача материалов судье
01.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
18.12.2023Производство по делу возобновлено
18.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024Дело оформлено
01.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее