К делу №12-119/2021
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 17 декабря 2021 г.
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Спорчич О.А.,
при секретаре Куличковой Н.В.,
с участием:
должностного лица - заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А.,
представителя должностного лица - заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А., действующей на основании устного заявления Черкасовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора А.А. о назначении административного наказания №...... от 11 ноября 2021 г. о привлечении должностного лица - заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора А.А. о назначении административного наказания №...... от 11 ноября 2021 г., должностное лицо - заместитель технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захаров А.А. признан виновным по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, должностное лицо - заместитель технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захаров А.А. обратился в Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края с жалобой, в которой просит отменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора А.А. о назначении административного наказания №...... от 11 ноября 2021 г. о привлечении должностного лица - заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях должностного лица - заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А. состава административного правонарушения, а также в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В обосновании жалобы указав, что объекты по проекту «Устройство локальных очистных сооружений на территории Широкого пирса №1, Широкого пирса № 2, Морского вокзала, Нефтерайона «Шесхарис» находятся в границах земельного участка и ГТС и под требования ст.11, ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не подпадают. Все строительные работы выполнялись на существующих земельных участках и гидротехнических сооружениях и не затрагивали акваторию Черного моря. Письмом от 27.11.2014 г. №...... Росприроднадзор указал, что если хозяйственная или иная деятельность во внутренних морских водах не предусмотрена, то объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня не является. Аналогичный вывод содержится в письме Росприроднадзора от 06.11.2015 №......, в котором указано, что поскольку в рамках указанной проектной документации все строительные работы не затрагивают акваторию Черного моря, то она объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня на основании пункта 7 ст. 11 Федерального закона №174-ФЗ не является. Поскольку проект не является проектом федеральных программ, не является документацией, имеющей отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, не обосновывает другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности ПАО «НМТП» во внутренних морских водах и в территориальном море, то в соответствии со ст.11, ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» указанный проект не являются объектом государственной экологической экспертизы. Таким образом, отсутствует факт нарушения норм действующего законодательства, поскольку работы по устройству ливнеотведения на территории Широкого пирса №1 не являются объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона №155-ФЗ. В постановлении от 11.11.2021 №...... указано, что день обнаружения правонарушения 10.11.2020 (день выявления реализации проекта по устройству ливнеотвода), следовательно, именно, с этого момента исчисляется срок давности к административной ответственности. На момент рассмотрения материалов проверки срок давности привлечения к административной ответственности истек. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании должностное лицо - заместитель технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захаров А.А., представитель должностного лица Черкасова М.А. подтвердили доводы, изложенные в жалобе, просили жалобу удовлетворить.
Представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности. Предметом правонарушения является порядок проведения экологической экспертизы. Указанный порядок регламентирован Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Состав названного правонарушения является формальным, объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, состоящем в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы. Наступления последствий не требуется. Любое из деяний, предусмотренных в ней, считается оконченным с момента совершения действия (бездействия).
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушений, характеризуется умыслом или неосторожностью.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ, ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения Росприроднадзора от 30 октября 2020 г. №67-р в период с 03 ноября 2020 г. по 01 декабря 2020 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО «НМТП».
Предмет вышеуказанной проверки – соблюдение ПАО «НМТП» в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проведения проверки были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения ПАО «НМТП» обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие - «Грузовые районы», ......, категория риска – высокая, категория объекта – II, свидетельство о постановке на государственный учет от 22 июня 2020 №.......
При проведении 10 ноября 2020 г. обследования территории Широкого пирса №1 установлено, что на указанной территории проводятся работы по устройству ливнеотвода.
По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт проверки №...... от 03 декабря 2020 г., в котором заактированы выявленные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ.
На момент составления акта проверки (03 декабря 2020 г.) в Черноморо-Азовском морском управлении Росприроднадзора отсутствуют сведения о том, что данные работы проводятся при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Административным органом установлено, что ответственным должностным лицом за совершение вышеуказанного нарушения является Захаров А.А. – заместитель технического директора по строительству ПАО «НМТП».
На основании вышеуказанных доводов, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица - заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А. события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанными доводами административного органа, должностное лицо - заместитель технического директора ПАО «НМТП» по строительству Захаров А.А.обратился в суд с жалобой, в которой указал, что в его действиях отсутствует факт нарушения норм действующего законодательства, поскольку работы по устройству ливнеотведения на территории Широкого пирса №1 не являются объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона №155-ФЗ.
Суд считает, что жалоба должностного лица - заместителя технического директора ПАО «НМТП» по строительству Захарова А.А. является обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
В соответствии с часть 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Таким образом, только в случае осуществления деятельности во внутренних морских водах заявленная проектная документация будет являться объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня на основании статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что ...... выполняет проектные работы по объекту «Реконструкция ливневой канализации Восточного пирса ПАО «НМТП» с устройством локальных очистных сооружений.
В связи с тем, что данным проектом предусматривается реконструкция существующих сетей ливневой канализации, а также строительство локальных очистных сооружений (ЛОС) на территории Восточного пирса, где все строительные работы выполняются на существующей территории порта и не затрагивают акваторию Черного моря, 12 ноября 2014 г. главный инженер ...... обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о даче разъяснения о необходимости проведения экологической экспертизы проекта «Реконструкция ливневой канализации Восточного пирса ПАО «НМТП» с устройством локальных очистных сооружений.
Письмом от 27 ноября 2014 г. №......, Росприроднадзор указал, что в случае если указанной документацией хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах не предусмотрена, то объектом государственной экологической экспертизы федерального уровне не является.
Аналогичный вывод содержится в письме Росприроднадзора от 06 ноября 2015 г. №......, в котором указано, что поскольку в рамках указанной проектной документации все строительные работы не затрагивают акваторию Черного моря, то она объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня на основании пункта 7 статьи 11 Федерального закона №174-ФЗ не является.
В судебном заседании установлено, что объекты по проекту «Устройство локальных очистных сооружений на территории Широкого пирса №1, Широкого пирса №2, Морского вокзала, Нефтерайона «Шесхарис» находятся в границах земельного участка и ГТС и под требования статей 11,12 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не подпадают, так как все строительные работы выполнялись на существующих земельных участках и гидротехнических сооружениях и не затрагивали акваторию Черного моря.
Данные обстоятельства административным органом в судебном заседании оспорены не были, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, административным органом не предоставлено доказательств, что при устройстве ливнеотвода на территории Широкого пирса №1 ведется хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах.
Поскольку проект не является проектом федеральных программ, не является документацией, имеющей отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, не обосновывает другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности ПАО «НМТП» во внутренних морских водах и в территориальном море, то в соответствии со статьями 11,12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» указанный проект не являются объектом государственной экологической экспертизы.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в действиях должностного лица - заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А. отсутствует состав правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, поскольку работы по устройству ливнеотведения на территории Широкого пирса №1 не являются объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона №155-ФЗ.
В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со статьей 24.5 части 1 пункта 2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу положений ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения...При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В постановлении государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора А.А. о назначении административного наказания №...... от 11 ноября 2021 г. указано, что день обнаружения правонарушения 10 ноября 2020 г. (день выявления реализации проекта по устройству ливнеотвода), следовательно суд считает, что с этого момента исчисляется срок давности к административной ответственности.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истек 10 ноября 2021 г., поскольку выявленное правонарушение не является длящимся и момент обнаружения его признаков не имеет правового значения.
Из системного толкования ч. ч. 1 и 3 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора А.А. о назначении административного наказания №...... от 11 ноября 2021 г. о привлечении должностного лица - заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» Захарова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №...... ░░ 11 ░░░░░░ 2021 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.4 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №...... ░░ 11 ░░░░░░ 2021 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.4 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
23RS0032-01-2021-002977-35