Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-813/2024 ~ М-1-679/2024 от 24.06.2024

УИД № 57RS0014-01-2024-001393-89

производство №2а-1-813/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2024 года                                                                             город Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Квасовой О.В.,

с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Егоркиной А.В.

представителя административного ответчика администрации Мценского района Орловской области Стребковой Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Семиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к администрации Мценского района Орловской области, отделу общего образования администрации Мценского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Башкатовская основная общеобразовательная школа» о понуждении устранить допущенные нарушения требований законодательства,

установил:

заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к администрации Мценского района Орловской области, отделу общего образования администрации Мценского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа») о понуждении обеспечить круглосуточной охраной объекты указанного образовательного учреждения в соответствие с требованиями антитеррористической защищенности образовательного учреждения и обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Требования мотивированы тем, прокуратурой проведена проверка МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» в части соответствия требованиям антитеррористической защищенности объектов образовательного учреждения. Данному объекту присвоена 4 категория опасности.

Вместе с тем, в нарушение подпункта «е» пункта 20 Требований Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 в отношении вышеуказанного объекта образовательного учреждения круглосуточные охранные мероприятия не организованы. Учредителем и собственником имущества муниципального образовательного учреждения является муниципальное образование Мценский район Орловской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Мценского района. От имени администрации Мценского района функции и полномочия учредителя осуществляет отдел общего образования администрации Мценского района. Администрация Мценского района в силу действующего законодательства обязана финансировать мероприятия по обеспечению охраны образовательного учреждения. Наличие указанного нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта свидетельствует о нарушении законодательства о противодействии терроризму, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, невозможность своевременного предупреждения и устранения последствий совершения террористического акта, противоречит охраняемым законом интересам общества и государства.

Заместитель Мценского межрайонного прокурора просит суд обязать МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» в течение 6-ти месяцев после выделения денежных средств обеспечить круглосуточной охраной образовательное учреждение.

Обязать администрацию Мценского района Орловской области в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению круглосуточной охраны указанных объектов образовательной организации.

Возложить на отдел общего образования администрации Мценского района Орловской области обязанность выделить денежные средства в размере необходимом для обеспечения круглосуточной охраны объектов образовательной организации.

В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Егоркина А.В. поддержала заявленные требования.

В судебном заседании административный ответчик представитель администрации Мценского района Орловской области Стребкова Д.Ю. просила в их удовлетворении к администрации Мценского района отказать.

Представитель административного ответчика отдела общего образования администрации Мценского района Паршина Е.В., представитель административного ответчика МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явились, о слушании административного дела извещены надлежащим образом, ходатайство об его отложении не поступило.

Суд, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с частью 7 статьи 28 которого образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона).

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

На основании пунктов 4, 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 (далее - Требования) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов.

Согласно Требованиям ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 5).

Из положений подпунктов «а», «в» пункта 17 Требований следует, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается, в том числе путем исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств (подпункт «г» пункта 19 Требований).

В подпункте «е» пункта 20 Требований указано, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

Из материалов дела следует, что Мценской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних, в деятельности образовательных учреждений Мценского района.

МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» на праве оперативного управления принадлежит здание по адресу: Орловская область, Мценский район, д. Башкатово, ул. Школьная, д. 4, которому согласно паспорту безопасности в соответствии с пунктом 13 Требований по антитеррористической защищенности объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006, присвоена четвертая категория опасности.

На объекте (территории) указанного образовательного учреждения круглосуточная охрана отсутствует.

Межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объектов (территории) МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» отмечено об отсутствии физической охраны.

Принимая во внимание, что МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» присвоена 4 категории опасности, суд приходит к выводу, что к такому объекту установлены требования не только по оснащению тревожной сигнализацией, но и по обеспечению объектов (территории) образовательного учреждения круглосуточной охраной (подпункт «е» пункта 20 Требований).

В связи с чем имеет место наличие оспариваемого бездействия административными ответчиками, что противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства.

Соответственно данное обстоятельство влечет необходимость удовлетворения административных исковых требований прокурора и возложения на административных ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

На основании Устава МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного, среднего общего образования в пределах федеральных образовательных стандартов (пункт 1.1).

Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование - Мценский район Орловской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация Мценского района. От имени администрации Мценского района функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет отдел общего образования администрации Мценского района, в рамках полномочий, установленных нормативно-правовыми актами Мценского района Орловской области (пункт 1.6).

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Мценского района в форме субсидий в рамках выполнения муниципального задания, целевых субсидий.

Учреждение в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника (пункт 1.7).

Согласно части 1 Положения «Об отделе общего образования администрации Мценского района» (принято Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 27 февраля 2014 года №313 в редакции от 26 сентября 2019 года) Отдел общего образования администрации Мценского района (далее - отдел общего образования) в соответствии с Уставом Мценского района Орловской области является органом специальной компетенции администрации Мценского района в сфере управления образованием.

Отдел общего образования исполняет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций в пределах делегированных ему полномочий (пункт 7).

В силу пункта 2.1.8. части 2 Положения, отдел общего образования обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; разрабатывает предложения по формированию бюджета Мценского района в части расходов на образование (пункт 2.2.16).

Ссылка на то, что администрация Мценского района является ненадлежащим административным ответчиком суд оценивает как несостоятельную, поскольку из приведенных правовых норм, Положения «Об отделе общего образования администрации Мценского района», в соответствии с бюджетным законодательством, пунктам 4 и 5 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение заявленных мероприятий МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» должно осуществляться из бюджета муниципального образования.

Рассматривая вопрос о заявленном сроке, в течение которого надлежит исполнить решение суда по устранению выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, несовершеннолетних в защиту которых обратился прокурор, суд считает указанный срок предельным в соответствии с характером соответствующих требований, достаточным и разумным для исполнения судебного акта.

Руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 4.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 4.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 4.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                           ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1-813/2024 ~ М-1-679/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мценская межрайонная прокуратура
Ответчики
МБОУ "Башкатовская средняя общеобразовательная школа"
Отдел общего образования Мценского района
Администрация Мценского района
Суд
Мценский районный суд Орловcкой области
Судья
Квасова О.В.
Дело на сайте суда
mcensky--orl.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация административного искового заявления
24.06.2024Передача материалов судье
26.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2024Подготовка дела (собеседование)
04.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее