Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-602/2023 ~ М-164/2023 от 01.02.2023

УИД 42RS0№-21 (2а-602/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суда <адрес> в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,

при секретаре Кузнецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

16 марта 2023 года

административное дело по административному иску Головко ФИО12 к администрации <адрес> - Кузбасса о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Головко С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ) к администрации <адрес> - Кузбасса о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <данные изъяты> объектами инфраструктуры: сетями водоотведения и автомобильной дорогой, обязании устранить нарушение прав административного истца (л.д. 36).

Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Земельный участок был предоставлен истцу и членам его семьи в связи с тем, что они являются многодетной семьей. Истец готов приступить к застройке участка, но не может этого сделать в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры. Истец неоднократно обращался в администрацию по поводу обеспечения земельного участка инфраструктурой, однако администрация <адрес> отказывает ему, ссылаясь на длительность проведения проектных работ. На его <данные изъяты> получен ответ администрации <адрес> о том, что для выполнения требуемых им мероприятий необходимо проведение проектных работ, продолжительность которых требует более четырех лет. Полагает, что данное обстоятельство свидетельствует о непринятии администрацией <адрес> в течение разумного срока для обеспечения его земельного участка необходимыми коммунальной и транспортной инфраструктурами. Полагает, что в результате бездействия администрации <адрес> нарушены его права на улучшение жилищных условий.

Административный истец Головко С.И. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил административный иск удовлетворить полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> – Ивочка И.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющая высшее юридическое образование (диплом об образовании на л.д. 35), в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что, ответчик не оспаривает того факта, что земельный участок истца не обеспечен необходимой инфраструктурой, однако исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О, обязанность по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, лежит как на органе местного самоуправления, такт и на исполнительном органе соответствующего субъекта Российской Федерации. В настоящее время администрации <адрес> разрабатывает проект обеспечения инфраструктурой земельного участка административного истца.

Представитель административного ответчика - <адрес> – <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29), имеющая высшее юридическое образование (диплом об образовании на л.д. 28), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 48).

Заинтересованные лица Головко Н.В., Головко И.С., Головко Д.С., Головко А.С. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 37).

Представитель заинтересованного лица - КУМИ <адрес> – Евсюкова Е.С., действующая на основании доверенности (л.д. 18), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, не сообщила суду о причинах неявки.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 36 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с подпунктами «в», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу указанных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О «По жалобе Администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Советом народных депутатов <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» (далее - <адрес> N 135-ОЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 поименованного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ОЗ граждане, имеющие трех и более детей (родители, усыновители, приемные родители, опекуны), имеют право приобрести в собственность земельные участки бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества, личного подсобного хозяйства.

По смыслу положений п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющих трёх и более детей, принадлежат органам местного самоуправления муниципального района.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Головко С.И., Головко Н.В., Головко И.С., Головко Д.С., Головко А.С. являются равнодолевыми собственниками земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с <данные изъяты> <адрес> из земель населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство <данные изъяты> детей (л.д. 33, 47-50).

Административный истец, полагая о незаконном бездействии администрации <адрес>, обратился с настоящим иском в суд.

Суд, проверяя обоснованность доводов и возражений сторон, установил следующее.

Из системного анализа пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относятся вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указанные выше программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издан Указ N 600.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трёх и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).

Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.

Предусмотренный пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, без соблюдения условия их обеспечения инженерной инфраструктурой, в связи с чем, доводы представителя административного ответчика о том, что Швецы, зная о том, что выбранный ими земельный участок не оснащен необходимой инфраструктурой, и несмотря на попытку административного ответчика предотвратить выделение данного участка добились его выделения, обратившись в суд, что, по мнению административного ответчика, исключает нарушение прав многодетной семьи, являются необоснованными.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ            N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 4 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> – <адрес>, принятого Постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 120 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пунктами 6, 6.1 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> – <адрес>, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления <адрес> обладают следующими полномочиями, в том числе: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Указанные нормативные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.

Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Кроме того, в целях решения вопросов местного значения администрация <адрес> предоставляет в пределах своих полномочий и за счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, улучшении условий жизни многодетных семей.

В соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес> – <адрес>, наделена администрация <адрес> (части 1, 2 статьи 39, пункты 27, 27.1, 47 части 1, части 2 статьи 40 Устава).

Поскольку в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей, постольку во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 распоряжением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждён план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей (далее - План).

В соответствие с пунктом 3 данного распоряжения органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> рекомендовано:

принять участие в реализации плана;

до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить муниципальные планы мероприятий («дорожные карты») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей (далее - планы мероприятий);

ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять отчет о выполнении плана и планов мероприятий.

В пункте 1.14 Государственной программы <адрес> «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса <данные изъяты> постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 461, разработано Мероприятие «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для строительства жилья в целях улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей» (в ред. постановления <адрес> - Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ N 122), которое предусматривает строительство внеплощадочных и внеквартальных инженерных сетей и сооружений для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, перечень которых утвержден правовым актом Коллегии <адрес>.

Указанные нормы регионального законодательства согласуются с положениями статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющими вопросы местного значения муниципального района.

Разработанный Коллегией <адрес> план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.

Согласно пункту 1 статьи <адрес> - <адрес> (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 23-ОЗ), высшим исполнительным органом государственной власти <адрес> является <адрес> – <адрес>.

На основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О <адрес> – Кузбасса» (принят Советом народных депутатов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> - Кузбасса является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти в <адрес> – Кузбассе, и правомочно решать все вопросы, которые отнесены к его компетенции федеральным законодательством, <адрес> - Кузбасса и законами <адрес>, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Так, согласно пункту 3 статьи 10 поименованного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ОЗ <адрес> - Кузбасса наделено полномочием по изданию постановлений, распоряжений и обеспечению их исполнения.

Указанное свидетельствует о соблюдении административным ответчиком <адрес> - Кузбасса требований законодательства, устанавливающих порядок принятия нормативного правового акта об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, по инициативе органа местного самоуправления.

Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или иной муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 17).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Исходя из вышеперечисленных правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд полагает о том, что организация водоотведения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> – Кузбасса, в связи с чем земельные участки многодетным семьям необходимо выделять с учетом существующей обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве таких объектов и сроков их строительства.

Между тем, в судебном заседании установлено, что администрацией <адрес> <данные изъяты> семье ФИО11 был предоставлен в общую равнодолевую собственность бесплатно из земель населенных пунктов земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с <данные изъяты> строительства и эксплуатации жилого дома, в отсутствие инженерной инфраструктуры, что представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

С момента предоставления семье административного истца названного земельного участка до момента обращения административного истца в суд прошло более шести лет, между тем обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельного участка необходимой инженерной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования земельного участка по целевому назначению, в разумные сроки не выполнена, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления.

Разрешая заявленные административные требования, суд считает необходимым отметить, что если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков,- иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были уже на момент их предоставления гражданам снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация <адрес> была обязана в соответствии с действующим законодательством еще на стадии предоставления земельного участка административному истцу и членам его многодетной семьи принять меры по организации инженерной инфраструктуры земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении администрацией <адрес> установленной законом обязанности по организации обеспечения инженерной инфраструктурой, нарушении прав административного истца на достойные условия проживания, учитывая, что земельный участок под строительство индивидуального жилого дома предоставлялся административному истцу и членам его семьи для улучшения их жилищных условий. Предоставление земельного участка при отсутствии возможности подключения жилого дома к инженерным сетям, не является улучшением жилищных условий. Административный истец с учетом действующего правового регулирования при предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства вправе был рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры, обеспечивающей необходимый уровень жилищного благополучия.

Между тем предметом рассматриваемого спора является исполнение обязанности по организации возможности подключения к инженерным сетям, что относится к полномочиям администрации <адрес> как основного исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, координирующего работу иных органов местного самоуправления, в силу положений статей 39, 40 Устава муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> - <адрес>.

При этом суд исходит из положений пункта 47 части 1 статьи 40 Устава муниципального образования Прокопьевский городской округ <адрес> – <адрес>, по смыслу которого в целях решения вопросов местного значения дополнительные льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, предоставляет именно администрация <адрес> в пределах своих полномочий и за счет собственных средств.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункты 2 и 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 «О судебном решении»).

Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 34-П).

По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Указанная правовая позиция изложена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 19-КА20-4.

В соответствие с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суду предоставлено право указать на необходимость принятия уполномоченными лицами решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений. Данное законоположение направлено в силу его буквального содержания на обеспечение восстановления нарушенных прав административного истца, а не на их ограничение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации <адрес> как органа местного самоуправления, выразившемся в не разрешении вопросов местного значения, и необходимости возложить на административного ответчика администрацию <адрес> обязанность по устранению нарушений прав административного истца путем организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры: сетями водоотведения и автомобильной дорогой к земельному участку, предоставленному в собственность семье Головко С.И., в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Соответственно, в удовлетворении данных требований, заявленных административным истцом в отношении административного ответчика - <адрес> – <адрес>, суд отказывает полностью за необоснованностью.

Установленный судебным решением годичный срок для обеспечения земельного участка истца объектами инфраструктуры со дня вступления в законную силу решения суда отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Изменение указанного срока может отдалить на длительное время реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов многодетной семьи Головко С.И.

Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 189 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░13 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░> – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░                        (░░░░░░░)                       ░.░. ░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░                        (░░░░░░░)                       ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ 42RS0№-21 (2░-602/2023) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-602/2023 ~ М-164/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Головко Сергей Иванович
Ответчики
администрация города Прокопьевска
Правительство Кемеровской области
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Прокопьевска
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
Судья
Мокин Ю.В. - Судья
Дело на сайте суда
centr--kmr.sudrf.ru
01.02.2023Регистрация административного искового заявления
01.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Подготовка дела (собеседование)
20.02.2023Рассмотрение дела начато с начала
06.03.2023Подготовка дела (собеседование)
06.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Дело оформлено
30.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее