АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 5 июня 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Свиридовой Ж.А., |
судей | Сазановой Н.Н., |
при секретаре | Лучника А.В.,Таушанковой Н.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-144/2024 по иску Ануфриевой В.В. к Муниципальному унитарному предприятию «Управляющая Компания «Городская электрическая сеть» о защите прав потребителей, возложению обязанности по предоставлению информации,
по апелляционной жалобе Ануфриевой В.В. на решение Кировского городского суда Мурманской области от 5 марта 2024 г.,
Заслушав доклад председательствующего Свиридовой Ж.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Ануфриева В.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Управляющая Компания «Городская электрическая сеть» (далее - МУП «УК «Горэлектросеть») о возложении обязанности провести текущий ремонт многоквартирного дома.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....
С 1 сентября 2023 г. в соответствии с Постановлением администрации муниципального округа города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области от 21 августа 2023 г. № 1250 МУП «УК Горэлектросеть» определена организацией, осуществляющей управление многоквартирным ....
Ануфриева В.В. неоднократно обращалась с заявлениями в адрес МУП «УК Горэлектросеть» с целью получения информации по перечню оказываемых работ (услуг) предоставляемых данной организацией с подробным описанием видов работ, оказываемых услуг по указанному дому, входящих в тариф; разбивкой по стоимости каждого вида работ (услуг) оказываемых УК; а также актов выполненных работ (услуг) за период действия договора по 31 октября 2023 г., однако управляющая компания надлежащим образом не ответила и не предоставила потребителю конкретную запрашиваемую информацию.
Указывает, что на доступных интернет-сайтах информация о договоре, перечне видов работ, услуг по дому входящих в тариф с разбивкой по стоимости каждого вида работы (услуги), ежемесячных сметах на выполнение работ, графиках выполнения, актах выполненных работ, подписанных уполномоченным лицом отсутствует.
Уточнив в письменном виде исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просила суд, обязать МУП «УК «Горэлектросеть» предоставить сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при их наличии), которыми они установлены; перечень предлагаемых управляющей организацией работ и услуг со стоимостью за единицу; информацию об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг; ежемесячные сметы с актами о выполненных работах (услугах) за периоды с 1 сентября 2023 г. по 30 сентября 2023 г. и с 1 октября 2023 г. по 31 октября 2023 г.
Также просила взыскать с МУП «УК «Горэлектросеть» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере *** и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Ануфриевой В.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Ануфриева В.В., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы приводит обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд с настоящими требованиями, указывая на несогласие с решением суда.
Полагает, что сведения указанные в системе ЖКХ предусмотрены непосредственно для управляющей компании для руководства в их работе, а собственник (потребитель) при этом может не иметь доступа к сведениям системы ЖКХ.
Ссылаясь на Приказ Минстроя России № 761/пр от 26 октября 2015 г., пункт 9 Правил оказания услуг и выполнения работ считает, что управляющая организация обязана предоставлять собственникам помещений многоквартирного дома акты выполненных работ, подтверждающие вид, объем, периодичность, сметную стоимость, цену оказанных ею услуг и/или выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также сведения об оказании услуги/выполнении работы в полном объеме и с надлежащим качеством в установленные сроки.
Обращает внимание, что не имеет возможности ознакомиться с указанными сведениями через сеть Интернет, поскольку постоянно находится в разъездах, а кроме того не имеет подключения к сети Интернет, в связи с чем нарушается ее право на предоставление информации в письменном виде.
Ссылаясь на судебную практику, а также пункты 34, 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 416 от 15 мая 2013 г. указывает, что управляющая компания предоставляет по запросу собственников пользователей помещений в многоквартирном доме в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения) – любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 Правил.
Также указывает, что согласно пункту 35 Правил официальный ответ управляющей организацией направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос, если заявителем не указано иное.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Ануфриева В.В., представитель ответчика МУП «УК «Горэлектросеть», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам жалобы.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", регулирующего отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах.
На основании частей 2 и 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
В целях реализации части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2018 г. N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, содержащим в том числе:
а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"; б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ.
В свою очередь, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Относя к полномочиям органа местного самоуправление определение размера платы за содержание жилого помещения, федеральный законодатель конкретной методики определения данной платы не установил.
Вместе с тем частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 213/пр.
Согласно пунктам 3.2 - 3.4 и 3.6 данных методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из названного минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.
При осуществлении расчета (определения) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из названного минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а при ее отсутствии в указанной системе - информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, посредством обращения в такой орган.
Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.
В соответствии с частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Как следует из содержания частей 4 и 5статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» регулируют отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
В силу пункта 2 статьи 2 названного закона субъектами, размещающими информацию в системе, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» под системой понимается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ), адрес которой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определен Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 г. – https:// dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1,2, 6, 7, 21 – 25, 28 – 33, 35 – 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В разделе 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2016 г. № 42350) представлена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Указанным Приказом утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, согласно разделов 7 и 10, в том числе подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила №416).
Согласно пункту 31 Правил №416, в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе, в том числе на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации, на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при их наличии), которыми они установлены.
В силу пункта 34 Правил №416 установлены сроки в которые управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 настоящих Правил. При этом, в случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации.
Кроме того, срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (пункт 36 Правил №416).
Согласно пункту 35 Правил №416 запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, МУП «УК Горэлектросеть» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: ..., на основании постановления администрации Муниципального округа города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области * от 28 августа 2023 г. и договора управления многоквартирным домом от 1 сентября 2023 г.
Ануфриева В.В. Ануфриев А.В., Герман П.А., Ануфриев Ф.А. по ? доли у каждого, являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ....
Постановлением администрации Муниципального округа города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области от 28 августа 2023 г. № 1250 в связи с уведомлением Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области о внесение изменений в реестр лицензий от 24 июля 203 г., обращением *** от 28 июля 2023 г. о прекращении управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации с _ _ ответчик определен в качестве управляющей организации для многоквартирного дома по адресу: ..., установлен тариф по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в размере 23,81 рублей за 1 кв.м, в том числе установлен повышающий коэффициент к тарифу в размере 1,3115 (пункты 2,3).
Пунктом 4 утвержден перечень работ и услуг МУП УК «Горэлектросеть» по содержанию и ремонту МКД, а пунктом 5 установлен срок осуществления деятельности ответчика по управлению МКД, не более один год.
1 сентября 2023 г. между МУП УК «Горэлектросеть» и Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации ... заключен договор управления многоквартирным домом * по ... в ... с приложениями.
Как следует из Приложения № 2 к договору управления многоквартирным домом размер платы за услуги по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме составил 31 рубль 23 копейки (тариф 23,81 рублей за 1 кв.м х повышающий коэффициент к тарифу 1,3115) с 1 кв.м в месяц.
В Приложении № 3 к договору управления многоквартирным домом представлен перечень работ, услуг по управлению МКД *, содержанию и ремонту общего имущества, минимальный перечень услуг и работ, по надлежащему содержанию общего имущества, кроме того в указанном перечне определена периодичность выполнения работ и услуг.
Истцом 12 октября 2023 г. (вх. №3765 от 12 октября 2023 г.) и 8 декабря 2023 г. (вх. №4479 от 11 декабря 2023 г.) направлены обращения о предоставлении информации, а именно документа на основании которого осуществляется обслуживание многоквартирного дома, перечень видов работ, входящих в тариф с подробным описанием, разбивка по стоимости каждого вида работ (услуг) оказываемых управляющей организацией; актов выполненных работ (услуг) за период действия договора по 31 октября 2023 г.
18 октября 2023 г. и 22 декабря 2023 г. истице направлены ответы по всем указанным в заявлении вопросам, в том числе со всей запрашиваемой информацией предложено ознакомится на сайте ГИС ЖКХ, а также в офисе МУП УК «Горэлектросеть» предварительно согласовав время и дату, также указаны даты и время приема граждан.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истица указала, что не предоставление управляющей компанией запрашиваемых сведений нарушило ее право на получение информации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", исходил из того, что предусмотренная законом информация, размещение и представление которой является обязанностью управляющей организации, в установленном законом порядке истцу была предоставлена путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства; также истцу было предложено ознакомиться с информацией в офисе управляющей компании, а требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению иных сведений, не подлежащих размещению в обязательном порядке и предоставлению по запросам собственника, не основаны на нормах действующего законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции, пришел к выводу о своевременном реагировании ответчика на обращения Ануфриевой В.В. с учетом состава запрашиваемой информации, направлении ей ответов, что не свидетельствует об отказе ответчика от предоставления запрашиваемых заявителем сведений и нарушении его прав на получение соответствующей информации.
В связи с тем, что право истца как потребителя на получение информации не нарушено, суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения заявленных Ануфриевой В.В. требований, в том числе, в части взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда, и штрафа отсутствуют.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, не противоречащими нормам действующего законодательства, основанными на правильной оценке представленных сторонами доказательств и установленных обстоятельств.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что сведения, указанные в ГИС ЖКХ предусмотрены непосредственно только для управляющей компании для руководства в её работе, судебная коллегия отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 31 Правил №416, в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе, том числе в представительстве управляющей организации, а также на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет".
Таким образом, информация о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при их наличии), которыми они установлены, а также иная информация, предусмотренная действующим законодательством, может быть раскрыта собственнику МКД, как в ГИС ЖКХ, так и в представительстве управляющей организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством
В силу части 18 статьи 7 указанного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального закона.
Обязанность организаций, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лиц, оказывающих услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, размещать информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотрена также частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (часть 5 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Во исполнение вышеуказанных правовых норм принят приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Из вышеизложенных правовых норм следует, что несмотря на большой объем информации, подлежащий размещению различными субъектами - поставщиками информации, управляющая организация обеспечивает свободный доступ только к информации, перечень которой установлен приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя N 114/пр от 29 февраля 2016 г.
Согласно данному приказу управляющими организациями подлежит размещению информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающая период, на который сформирован перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; вид и наименование таких работ (услуг); их стоимость (пункт 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 приказа); информация о периодичности (график, сроки) оказания услуг и выполнения данных работ, включая период, на который сформирован перечень; периодичность (график, сроки) выполнения работ (услуг) в соответствии с перечнем (пункты 3.4; 3.4.1;, 3.4.2 приказа); информация о качестве оказанных услуг, выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, включающая вид и наименование оказываемых услуг (работ), период их оказания, количество полных календарных дней, в течение которых оказывалась услуга ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; акты выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества, подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги); акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги и выполнении работы (пункты 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4 приказа), информация о состоянии расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг (выполнение работ) (пункт 9 приказа).
Договор на выполнение работ и вся информация относительно него, включая сведения о сторонах договора на выполнение работ, ОГРН, КПП сторон договора, адрес многоквартирного дома, предмет договора, вид и наименование работ по договору, стоимость работ, акты приемки выполненных работ, вид и наименование выполненных работ в соответствии с актом выполненных работ, стоимость работ в соответствии с актом выполненных работ подлежат размещению только в отношении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, заключенных со специализированными организациями (пункты 3.6, 3.6.1 - 3.6.9 приказа).
Судебная коллегия обращает внимание, что информация о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ, а также акты приемки выполненных работ, информация о расчетах, которые размещены в системе управляющей организацией, доступны для просмотра только контролирующим органам и представителю организации. Функциональные возможности ГИС ЖКХ, утвержденные государственным заказчиком Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, не предоставляют доступ к договорам и актам для граждан в личных кабинетах, вся необходимая информация, предусмотренная пунктами 3.3 - 3.5.4; 3.6 - 3.6.9 приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя N 114/пр от 29 февраля 2016г. управляющей компанией размещена в программе ГИС ЖКХ, проверена судом первой инстанции.
Таким образом, информация, предусмотренная пунктами 3.3 - 3.5.4; 3.6 - 3.6.9, а также пункта 9 приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя № 114/пр от 29 февраля 2016 г. управляющей компанией размещена в программе ГИС ЖКХ.
При этом в соответствии с пунктом 34 Правил №416 поскольку, запрашиваемая истцом информация затрагивала интересы неопределенного круга лиц и, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и являлась актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), ответчик правомерно не предоставил запрашиваемую информацию истцу, а в ответах от 18 октября 2023 г. и 22 декабря 2023 г. сообщил истцу место размещения запрашиваемой информации (ГИС ЖКХ и в представительстве (офисе) управляющей организации).
Также истцу в направленных 18 октября 2023 г. и 22 декабря 2023 г. МУП УК «Горэлектросеть» ответах на обращение было дополнительно сообщено, что Постановлением администрации Муниципального округа города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области от 28 августа 2023 г. № 1250 с 1 сентября 2023 г. ответчик определен в качестве управляющей организации для многоквартирного дома по адресу: ..., установлен тариф по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в размере 31 рубль 23 копейки за 1 кв.м (тариф 23,81 рублей за 1 кв.м х повышающий коэффициент к тарифу в размере 1,3115). Также утвержден перечень работ и услуг МУП УК «Горэлектросеть» по содержанию и ремонту МКД и установлен срок осуществления деятельности ответчика по управлению МКД, не более один год.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что информация, указанная истцом в иске и подлежащая размещению, размещена в ГИС ЖКХ и имеется в офисе управляющей компании, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Доводы апеллянта о том, что не предоставлен доступ собственникам помещений многоквартирного дома к актам выполненных работ, подтверждающие вид, объем, периодичность, сметную стоимость, цену оказанных ею услуг и/или выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также сведения об оказании услуги/выполнении работы в полном объеме и с надлежащим качеством в установленные сроки являются несостоятельными, поскольку Ануфриевой В.В. письмами от 18 октября 2023 г. и 22 декабря 2023 г. предложено ознакомиться с документами на сайте ГИС ЖКХ и в том числе в офисе МУП УК «Горэлектросеть», а также разъяснено, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление копий документов, в том числе первичной учетной, технической документации к которой в силу ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся и акты выполненных работ.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Согласно пункту 6 Правил N 290 в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны, в том числе вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 9 Правил N 290 установлено, что сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
В пункте 24 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, также указано, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из названных правовых норм следует, что, действующее законодательство предусматривает необходимость наличия в составе технической документации на многоквартирный дом актов о приемке оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Подписание такого акта входит в полномочия председателя совета дома в соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 290 Приказом Минстроя России от 26 октября 2015 г. N 761/пр "Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Приказ от 26 октября 2015 г. N 761/пр) утверждена форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно приложению к настоящему приказу.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что неподписание актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по форме, предусмотренной Приказом Минстроя России от 26 октября 2015 г. N 761/пр, со стороны собственников МКД (в том числе, по причине неизбрания ими уполномоченного на совершение указанных действий лица), само по себе не свидетельствует о том, что работы и услуги по управлению многоквартирным домом, по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, не были оказаны, либо были оказаны некачественно, или послужили основанием для освобождения собственников от выполнения обязанности по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а, следовательно, не свидетельствует о нарушении каких-либо прав собственников, как потребителей с учетом предмета и основания настоящего иска.
Поскольку сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в формализованных актах, при этом акты являются составной частью технической документации многоквартирного дома, их составление или несоставление не нарушает права граждан как потребителей.
Доводы Ануфриевой В.В. об отсутствии возможности ознакомиться через сеть «Интернет» с запрашиваемой информацией, также не являются основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку ничем не подтверждены, кроме того, отсутствие Интернета лично у истца не означает невозможность пользования им в иных местах, в том числе общественного пользования, при этом у истца отсутствовали препятствия для обращения в представительство (офис) ответчика для ознакомления с информацией в офисе МУП УК «Горэлектросеть». Доказательств обратного, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Доводы истца о нарушении ответчиком сроков предоставления информации по его обращению судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцом 12 октября 2023 г. (вх. №3765 от 12 октября 2023 г.) и 8 декабря 2023 г. (вх. №4479 от 11 декабря 2023 г.) в адрес МУП УК «Горэлектросеть» направлены письменные обращения о предоставлении информации.
Поскольку письменные обращения истца содержали требования о предоставлении информации, в том числе не указанной в пунктах 31, 32, 34 Правил №416, то в силу пункта 36 указанных Правил, срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме должен был составлять не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, соответствующего запроса (обращения).
18 октября 2023 г. и 22 декабря 2023 г. истице предоставлены ответы по всем указанным в заявлении вопросам, в том числе со всей запрашиваемой информацией предложено ознакомится на сайте ГИС ЖКХ, а также в офисе МУП УК «Горэлектросеть», также указаны даты и время приема граждан.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о своевременном реагировании ответчика на заявления истца с учетом состава запрашиваемой информации, сроков направления ответов. При этом, несогласие истца с содержанием ответов само по себе не свидетельствует о незаконности действий управляющей организации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что право истца как потребителя на получение информации не нарушено, и отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом требований, в том числе, в части взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда, штрафа.
Ссылка ответчика на иную судебную практику с другими фактическими обстоятельствами не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, поскольку решение суда принято с учетом конкретных установленных судом обстоятельств дела.
Учитывая, что суду не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, как потребителя услуг по обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе, на получение необходимой информации, судебная коллегия считает отказ в удовлетворении заявленных требований обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 327.1, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░,░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░░░░░ |