УИД 03RS0009-01-2023-000940-40 № 2а-977/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Белебей 08 августа 2023 года
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Харисова М.Ф., при ведении протокола секретарем судебного заседания Агаповой С.В., с участием представителя административного ответчика Новиковой Н.В., представителя заинтересованного лица Сафронова А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Золотайко А.А. к прокуратуре Республики Башкортостан о признании действий (бездействия) незаконными,
установил:
административный истец Золотайко А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит принять меры, установленные требованиями действующего законодательства Российской Федерации; нарушение прокуратурой Республики Башкортостан требований ст.ст. 2, 7, 15, 17, 18, 19, 52, 56 Конституции РФ; ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»; ст.10, ч.1 ст.17, ст.40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»; приказа Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 за № 212; Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 19.02.2015 года № 78, выраженное в уклонении от регистрации в КУСП Белебеевской межрайонной прокуратуры РБ заявления о возбуждении уголовного дела от 09.03.2023 года по ст.ст. 201, 213, 330 УК РФ, в не вынесении постановления о возбуждении административного производства по ст.20.1 КоАП РФ, признать незаконным; обязать Генеральную прокуратуру РФ внести представление в адрес прокуратуры РБ об устранении нарушений требований ст.ст. 2, 7, 15, 17, 18, 19, 52, 56 Конституции РФ; ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»; ст. 10, ч.1 ст.17, ст.40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»; приказа Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 года за № 212; Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 19.02.2015 года № 78 допущенные при разрешении заявления о возбуждении уголовного дела от 09.03.2023 года по ст.ст.201, 213, 330 УК РФ; ст.20.1 КоАП РФ путем внесения в адрес ОМВД по Белебеевскому району РБ требования о возбуждении уголовного дела по заявлению от 09.03.2023 года, вынесения постановления о возбуждении административного производства по ст.20.1 КоАП РФ, с передачей их в суд для принятия решения, установленного требованием Закона.
Административный иск мотивирован тем, что 09.03.2023 он обратился с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении ИП Хамидова А.А. по ст.ст.201, 213, 330 УК РФ, ст.20.1 КоАП РФ в адрес Белебеевской межрайонной прокуратуры РБ, являющейся подразделением прокуратуры Республики Башкортостан без образования юридического лица. В обоснование законности и обоснованности заявления о возбуждении уголовного дела от 09.03.2023 года заявитель сослался на заявление от 30.11.2022 года; заявление от 19.12.2022 года; заявление от 20.12.2022 года; заявление от 21.01.2023 года; заявление от 11.02.2023 года; заявление от 13.02.2023 года; заявление от 15.02.2023 года; заявление от 16.02.2023 года; заявление от 17.02.2023 года и приложенные к ним видеозаписи, находящиеся в производстве Белебеевской межрайонной прокуратуры РБ, являющиеся неоспоримыми доказательствами совершенных и длящихся преступлений, административных правонарушений, дискредитирующих авторитет РФ, Государственный язык РФ, нарушающих права и свободы граждан РФ. В нарушении ст.ст. 15, 18, 19, 52, 56 Конституции РФ; ч.1 ст.17, ст.40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»; Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212, заявление о возбуждении уголовного дела от 09.03.2023 года по ст.ст.201, 213, 330 УК РФ в КУСП Белебеевской межрайонной прокуратуры РБ не регистрируется, заявитель о регистрации заявления не уведомляется. Несмотря на наличие видеозаписей, являющихся неоспоримыми доказательствами совершенных административных правонарушений по ст.20.1 КоАП РФ в нарушении требований Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 19.02.2015 года № 78 Постановление о возбуждении административного производства по ст.20.1 КоАП РФ, Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ не выносится, в ОМВД России по Белебеевскому району РБ не направляется. 15.03.2023 года Белебеевская межрайонная прокуратура РБ письмом от 10.03.2023 года за № 20800018-р-65-23/195-20800018 уведомила административного истца о направлении заявления о возбуждении уголовного дела от 09.03.2023 года по ст.ст.201, 213, 230 УК РФ, ст.20.1 КоАП РФ в ОМВД России по Белебеевскому району РБ. 17.03.2023 Белебеевская межрайонная прокуратура РБ письмом от 13.03.2023 года за № 206ж-2022/20800018/Он256-23 уведомила административного истца о регистрации заявления о возбуждении уголовного дела от 09.03.2023 года по ст.ст.201,213,230 УК РФ, ст.20.1 КоАП РФ за входящим номером ВО-195-23-20800018 от 09.03.2023 года и предрешила вопрос за правоохранительные органы об отсутствии в действиях ИП Хамидова А.А. состава преступления по ст.330 УК РФ при незаконном возведении перегородки в помещении общего пользования в отсутствии согласия на ее возведение второго собственника, то есть административного истца в целях воспрепятствования ему законной коммерческой деятельности, тем самым указала на свою заинтересованность в разрешении заявления от 09.03.2023 года в пользу Хамидова А.А.. По состоянию на 24.04.2023 года заявление о возбуждении уголовного дела от 09.03.2023 по ст.ст.201,213,330 УК РФ, ст.20.1 КоАП РФ ОМВД России по Белебеевскому району РБ в КУСП не регистрируется, заявитель (административный истец) о регистрации в КУСП заявления не уведомляется, доследственная проверка в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ по заявлению не проводится, постановление о возбуждении административного производства по ст.20.1 КоАП РФ не выносится, материалы, в сроки установленные требованием Закона в суд не направляются. Несмотря на неоднократные обращения с жалобами через портал госуслуги в адрес прокуратуры РБ по вышеуказанным фактам нарушений (жалоба от 07.03.2023 № 2546498940, жалоба от 07.03.2023 № 2546468385, жалоба от 07.03.2023 № 2546443285, жалоба от 07.03.2023 № 2545578485, жалоба от 07.03.2023 № 2545499764), меры прокурорского реагирования, направленные на устранение допущенных нарушений требований действующего законодательства РФ, прав и свобод административного истца прокуратурой РБ не принимаются, жалобы по существу не разрешаются, в нарушении ст.10 ФЗ «О Прокуратуре» направляются прокуратурой РБ в адрес лица, чьи действия обжаловались. По мнению административного истца, выраженные в не исполнении требований действующего законодательства РФ, не способствуют укреплению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к Закону, к РФ, к действующей исполнительной власти РФ, создают препятствие к доступу осуществления правосудия в порядке и сроках, установленных действующим законодательством РФ, возбуждают вражду и ненависть в обществе, создают угрозу безопасности РФ. Такие действия прокуратуры РБ лишают административного истца прав, установленных и охраняемых требованиями ст.ст.2, 7, 15, 17, 18, 19, 45, 46, 52 Конституции РФ, действующим законодательством РФ.
Все участники разбирательства о судебном заседании извещены надлежаще.
В судебном заседании представитель административного ответчика, а также представитель заинтересованного лица предлагали исковое заявление оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы административного дела, проверив и оценив представленные и собранные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 10 (части 1 – 5) Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
В развитие названных законоположений Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Для специальных случаев при поступлении в органы прокуратуры сообщений о преступлениях, издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», обязывающий прокуроров организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с УПК РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и данным Приказом.
Как усматривается из материалов дела, 09 марта 2023 года в Белебеевской межрайонной прокуратуре зарегистрировано заявление Золотайко А.А. о возбуждении уголовного дела по ст.ст. 201, 330 УК РФ в отношении ИП Хамидова А.А. (т. 1 л.д. 157).
10 марта 2023 года заместителем межрайонного прокурора заявителю дан ответ о направлении его обращения для рассмотрения в соответствии с предоставленной компетенцией в Белебеевский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по РБ.
Из материалов надзорного производства, заведенного в межрайонной прокуратуре, видно, что обращение действительно рассмотрено, обращение направлено в подразделение следственного комитета. При этом, вопреки доводам административного иска, сообщение получило регистрацию в книге учета сообщений о преступлениях Белебеевской межрайонной прокуратуры РБ (т. 1 л.д. 158 оборот).
Обжалуемое решение межрайонной прокуратуры соответствует вышеуказанным положениям федерального законодательства, прав заявителя на разрешение его обращения в установленном порядке не нарушило.
13 марта 2023 года заместителем Белебеевского межрайонного прокурора РБ в адрес Золотайко А.А. направлен ответ разъяснительного характера на его обращение от 09 марта 2023 года. Вопреки доводам административного истца, прокуратурой в данном ответе не предрешен вопрос за правоохранительные органы об отсутствии в действиях Хамидова А.А. состава преступления по ст. 330 УК РФ, поскольку в данной части ответ прокуратуры содержит лишь ссылку о направлении копии обращения административного истца для рассмотрения в подразделение следственного комитета (т. 1 л.д. 160).
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из решений, в частности, о направлении в другие органы.
Согласно п. 3.5 обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
В соответствии с п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», при осуществлении этой деятельности исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях.
Все указанные требования законодательства и ведомственных актов межрайонной прокуратурой не нарушены, заявление Золотайко А.А. зарегистрировано, решение по обращению принято с уведомлением об этом заявителя. В этой связи заявление прокуратурой обоснованно рассмотрено в установленном федеральным законодательством порядке.
Только лишь несогласие административного истца с решением прокуратуры о переадресации его заявления в уполномоченный орган не свидетельствует о незаконности данного решения.
Доводы истца о несогласии с бездействием органа внутренних дел при принятии и регистрации сообщения о преступлении, непроведении доследственной проверки и административного расследования не подлежат проверке в ходе рассмотрения настоящего административного дела, поскольку в данном случае законом установлен специальный порядок обжалования действий (бездействия) правоохранительных органов, осуществляющих процессуальные проверки. В настоящем деле ответчиком является прокуратура.
Вопреки доводам административного истца, принятие мер прокурорского реагирования находится в компетенции исключительно органов прокуратуры, которые самостоятельно принимают решения о той или иной мере реагирования. В обжалуемой части органы прокуратуры зарегистрировали обращение, направили соответствующие ответы заявителю (истцу), как того требует закон. Само по себе несогласие с данными решениями не порождает оснований для удовлетворения исковых требований.
Учитывая, что остальные исковые требования административного иска (производны от первоначальных требований, которые удовлетворению не подлежат, то и они подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░