АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2023 года г. Казань
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего Хисметова Р.Р.,
судей Ибрагимова И.З., Назмиева М.М.,
при секретаре Абдуллине А.Р.,
с участием
прокурора Габдрахманова И.З.,
потерпевшей Косовой Э.И.,
осужденного Землянцева В.А. и его защитника - адвоката Тимаева М.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Тимаева М.Ф. в интересах осужденного Землянцева В.А. и апелляционному представлению государственного обвинителя Хайбуллова Р.Т. на приговор Буинского городского суда Республики Татарстан от 09 ноября 2023 года, которым
Землянцев Виталий Александрович, <данные изъяты> судимый 18 апреля 2008 года (с учетом последующих изменений) по части 1 статьи 105, пункту «в» части 3 статьи 158 УК РФ, с применением части 3 статьи 69 УК РФ, к лишению свободы на срок 13 лет 10 месяцев;
15 апреля 2021 года освобожден по отбытии срока наказания,
осужден по пункту «а» части 4 статьи 264 УК РФ к лишению свободы на срок 05 лет в исправительной колонии общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 02 года.
Вещественное доказательство - автомобиль «Mazda СХ-5» с государственным регистрационным знаком ...., постановлено передать собственнику транспортного средства Землянцеву В.А.
Приговором постановлено взыскать с Землянцева В.А. в пользу К.Э.И.. в счет компенсации морального вреда 700 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Ибрагимова И.З., выступления осужденного Землянцева В.А., адвоката Тимаева М.Ф. и потерпевшей К.Э.И. поддержавших доводы апелляционных жалоб и представления, мнение прокурора Габдрахманова И.З., полагавшего приговор изменить, судебная коллегия
установила:
Землянцев В.А., будучи лицом, управляющим автомобилем, признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью самого Землянцева В.А. и смерть М.Н.А,., совершенном в состоянии опьянения.
Преступление совершено около 01 часа 05 минут 05 марта 2023 года на 135-ом км автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-241 Казань-Буинск-Ульяновск, проходящей по территории Буинского района Республики Татарстан со стороны г. Казани в направлении г. Ульяновска, при указанных в приговоре обстоятельствах.
В судебном заседании Землянцев В.А. вину в предъявленном обвинении признал частично, пояснив, что в состоянии алкогольного опьянения автомобилем он не управлял.
В апелляционной жалобе адвокат Тимаев М.Ф. просит приговор изменить, назначить Землянцеву В.А. наказание с применением статьи 73 УК РФ, а автомобиль «Mazda СХ-5» вернуть по принадлежности С.Д.Ф.. Указывает, что отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено. Суд не принял во внимание оказание подсудимым, получившим тяжкие телесные повреждения, медицинской помощи пострадавшему. Землянцев В.А. неоднократно предлагал потерпевшей стороне материальную помощь, однако она от нее отказалась, о чем ею заявлено в судебном заседании. Землянцев В.А. характеризуется положительно, коллектив и руководство предприятия, где работает Землянцев В.А., просили суд назначить минимальное наказание, без лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, позволив ему работать водителем на предприятии. Землянцев В.А. с самого начала признал факт совершенного им преступления и не отрицал свою вину, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления. Данное преступление отнесено к категории неосторожных, что снижает степень его общественной опасности. Изоляция Землянцева В.А. отрицательно скажется на здоровье осужденного, на условиях жизни его семьи, а также сделает затруднительным исполнение приговора в части компенсации морального вреда. Кроме того, суд принял ошибочное решение о передаче автомобиля марки «Mazda СХ5» Землянцеву В.А., поскольку автомашина принадлежит С.Д.Ф.
В апелляционном представлении государственный обвинитель Хайбуллов Р.Т. просит приговор изменить. Указывает, что действиями Землянцева В.А., повлекшими дорожно-транспортное происшествие, М.Н.А, от полученных травм скончался, а У.К,Н. причинены телесные повреждения, повлекшие причинение средней тяжести вред здоровью. Между тем, действия судом квалифицированы как нарушение лицом, управляющим автомобилем, находящимся в состоянии опьянения, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть человека. При таких обстоятельствах, квалифицирующий признак «повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека» подлежит исключению, а назначенное по пункту «а» части 4 статьи 264 УК РФ наказание - снижению до 04 лет 06 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления, судебная коллегия считает приговор подлежащим изменению.
Выводы суда о виновности Землянцева В.А. в указанном преступлении являются обоснованными и подтверждаются исследованными судом доказательствами, получившими правильную оценку в их совокупности.
Так подсудимый Землянцев В.А. суду показал, что в его пользовании имеется автомобиль «Mazda СХ-5» с государственным регистрационным знаком ..... 04 марта 2023 на указанном автомобиле они с М.Н.А, и со своей дочерью У.К,Н.. поехали в г. Сызрань. М.Н.А,. сидел на переднем пассажирском сидении, У.К,Н. - на заднем правом пассажирском сидении. Все были пристегнуты ремнями безопасности, в управление транспортным средством никто не вмешивался. Двигались в темное время суток в условиях осадков в виде снега и мокрого дорожного покрытия. В зоне действия знака «Ограничение максимальной скорости» 70 км/ч двигался со скоростью около 70 км/ч. С правой стороны по ходу движения увидел дорожный знак «Направление поворота налево». Увидев впереди поворот налево, приступил к повороту налево, и почувствовал, как правая сторона автомобиля съехала на правую обочину по ходу движения. Выехал за пределы проезжей части, где произошло опрокидывание автомобиля. В состоянии алкогольного опьянения в этот момент не находился.
Потерпевшая К.Э.И.. суду показала, что 05 марта 2023 года ей стало известно, что ее сын М.Н.А,., будучи пассажиром автомобиля под управлением Землянцева В.А., попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был госпитализирован, а 23 марта 2023 года от полученных телесных повреждений скончался в ГАУЗ «Зеленодольская ЦРБ».
Свидетель А.Г.З.. суду показала, что примечанием к статье 12.8 КоАП РФ установлены критерии диагностики состояния опьянения водителя, управляющего транспортным средством. Установление факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови. При проведении функциональной оценки состояния алкогольного опьянения основным критерием, отражающим степень клинических расстройств при острой интоксикации этанолом, является его концентрация в крови. Наличие концентрации этанола в количестве 0,4 г/л, обнаруженной в крови Землянцева В.А., превышает установленную законодателем норму содержания абсолютного этилового спирта в крови, что указывает на наличие состояния опьянения.
Вина Землянцева В.А. в указанном преступлении подтверждается и иными исследованными судом доказательствами:
- протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), согласно которому ДТП произошло 05 марта 2023 года на 135-м км проезжей части автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-241 Казань - Буинск - Ульяновск, проходящей по территории Буинского района Республики Татарстан. ДТП произошло в результате съезда автомобиля марки «Mazda СХ-5» с государственным регистрационным знаком .... в кювет с его последующим неоднократным опрокидыванием. В результате ДТП водитель автомобиля Землянцев В.А., пассажиры М.Н.А, и У.К,Н. получили телесные повреждения. Вид дорожного покрытия - асфальтобетонное, состояние покрытия - мокрое. Установлено, что на участке дороги по ходу движения автомобиля «Mazda СХ-5» установлены дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 70 км/ч и 1.12.2 «Опасные повороты» Приложения 1 к ПДД РФ, а также на проезжую часть нанесена горизонтальная дорожная разметка 1.1 и 1.2 Приложения 2 к ПДД РФ (том № 1, л. д. 7-15);
- заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно выводам которой, в результате ДТП пассажиру автомобиля «Mazda СХ-5» М.Н.А,. причинены телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Эти повреждения состоят в причинной связи со смертью, образовались от воздействия тупого твердого предмета (-ов), механизм - удар, сдавление, носят прижизненный характер, получены за 9-21 суток до момента наступления смерти (том № 1, л. д. 145-156),
- заключением судебно-автотехнической экспертизы, согласно которому в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля марки «Mazda СХ-5» Землянцев В.А. имел возможность избежать опрокидывания, указанная возможность заключалась в выполнении водителем требований п.п. 1.5., 9.9. и 10.1. Правил дорожного движения РФ. В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации водитель Землянцев В.А. должен был руководствоваться требованиями п. п. 1.5., 9.9. и 10.1. Правил дорожного движения РФ. Действия водителя автомобиля марки «Mazda СХ-5» Землянцева В.А. не соответствовали требованиям указанных пунктов Правил (том № 1, л. д. 163-167);
- справкой о результатах химико-токсикологических исследований, согласно которой в крови Землянцева В.А., изъятой после дорожно-транспортного происшествия 05 марта 2023 года в ГАУЗ «Буинская ЦРБ», обнаружен этанол в концентрации 0,4 г/л (том № 1, л. д. 98);
- иными исследованными судом доказательствами.
Эти доказательства суд обоснованно признал допустимыми, достоверными и достаточными для осуждения Землянцева В.А.
Дав оценку указанным доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Землянцева В.А. и правильно квалифицировал его действия по пункту «а» части 4 статьи 264 УК РФ.
Обвинительный приговор соответствует требованиям статей 302, 304, 307-309 УПК РФ. Все изложенные в приговоре доказательства, в том числе и те, на которые ссылается в жалобе сторона защиты, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статей 87 и 88 УПК РФ проверил, сопоставил между собой, и каждому из них дал оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Все принятые судом решения по оценке доказательств основаны на законе и материалах дела.
При решении вопроса о назначении наказания суд первой инстанции учел характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности осужденного, влияние назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи. При этом невозможность условного осуждения Землянцева В.А., применения положений части 6 статьи 15, части 2 статьи 53.1 УК РФ, а также необходимость дополнительного наказания, суд в приговоре надлежаще мотивировал, правильность этих выводов сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Вместе с тем, квалифицируя действия Землянцева В.А. по пункту «а» части 4 статьи 264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем в состоянии опьянения, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также повлекшее по неосторожности смерть человека, суд не учел, что тяжкий вред здоровью причинен самому водителю Землянцеву В.А., и по смыслу уголовного закона при квалификации действий виновного эти вредные последствия учету и оценке не подлежат.
Кроме того, при обосновании наличия причинно-следственной связи между нарушениями водителем автомобиля Правил дорожного движения РФ и наступившими последствиями в виде смерти М.Н.А, суд в приговоре указал о нарушении указанных правил Г.И.В.., а не Землянцевым В.А., что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Разрешая в соответствии с требованиями пункта 6 части 3 статьи 81 УПК РФ вопрос об автомобиле «Mazda СХ-5», признанном вещественным доказательством по делу, суд не учел, что собственником автомашины является С.Д.Ф., о чем свидетельствуют приобщенные к делу копии свидетельства о регистрации указанного автомобиля и паспорта транспортного средства. В связи с этим, автомобиль следовало передать владельцу С.Д.Ф..
В ходе апелляционного рассмотрения уголовного дела стороной защиты представлена расписка потерпевшей К.Э.И. о получении от осужденного Землянцева В.А. денежных средств в сумме 700 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением. Указанное обстоятельства в суде потерпевшая Косова Э.И. подтвердила. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым на основании пункта «к» части 1 статьи 61 УК РФ признать обстоятельством, смягчающим наказание, добровольное возмещение морального вреда, причиненного в результате преступления.
С учетом изложенного, в том числе изменения объема обвинения в сторону смягчения и признания указанного обстоятельства смягчающим, описательно-мотивировочная и резолютивная части приговора подлежат изменению, а назначенное по пункту «а» части 4 статьи 264 УК РФ наказание - снижению, с применением положений статьи 64 УК РФ, поскольку судом назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 4 статьи 264 УК РФ.
Руководствуясь статьями 389.13, 389.15, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.░,. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░.░.░..;
░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░» ░░░░░ 1 ░░░░░░ 61 ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 64 ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ «░» ░░░░░ 4 ░░░░░░ 264 ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░ 06 ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ «Mazda ░░-5» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 866 ░░/716 RUS, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 401.3 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, - ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 401.3 ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: