Дело № 2а-286/2023
УИД 26RS0017-01-2022-002468-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2023 года город Кисловодск
Судья Кисловодского городского суда Ставропольского края Коротыч А.В., при секретаре судебного заседания Швецовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда по адресу 35774, г. Кисловодск, пр. Ленина, 22, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 14 по Ставропольскому краю к Гаспарянц Е.Ф. о взыскании задолженности по налогам, пеней,
установил:
Межрайонная ИФНС № 14 по Ставропольскому краю обратилась в Кисловодский городской суд с иском к Гаспарянц Е.Ф. о взыскании задолженности по уплате налога за землю за 2019 год в размере 73 200 рублей, по пене в размере 197.08 рублей за период с 20.05.2020 по 12.09.2020, по налогу на имущество за 2019 в размере 23 19 рублей, по пене 63.31 рубля за период с 27.05.2020 по 12.09.2020, по следующим основаниям.
Согласно сведениям государственного реестра Гаспарян Е.Ф. состоит в качестве налогоплательщика на учете в ИФНС России по городу Кисловодску и является собственником земельного участка, а также недвижимого имущества, расположенного в городе Кисловодске. В нарушение Налогового кодекса Гаспарянц Е.Ф. не исполнила обязанность по уплате земельного налога и имущественного налога, в сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ, несмотря на направленные ей уведомления и требования, в связи, с чем ИФНС были начислены пени. Судебный приказ от 19.04.2021, вынесенный мировым судьей в отношении ответчика, отменен 01.07.2021.
Просит суд взыскать с ответчика задолженность по налогу и пене, а также восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик Гаспарянц Е.Ф. не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Применительно к части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении дела судом установлено, что в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления, которыми ответчик проинформирован о необходимости уплаты начисленных ему налогов.
В установленный срок административный ответчик спорные налоги не уплатил, в связи с чем, ему были направлено требование № от 21.12.2020, об уплате задолженности в т.ч. по пеням в связи с недоимкой по налогу в общей сумме 1 099 016.77рубля, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 936 323.83 рубля, в срок до 08.02.2021.
Поскольку требование добровольно в установленный срок исполнено не было, на основании заявления налогового органа ИФНС России по г. Кисловодску Ставропольского края мировой судья судебного участка № 5 г. Кисловодска Ставропольского края 19.04.2021 вынес судебный приказ № о взыскании с Гаспарянц Е.Ф. задолженности по уплате налогов, пеней на общую сумму 96 999.39 рублей, который отменен 01.07.2021 в связи с поступившими возражениями административного ответчика Гаспарянц Е.Ф.
Административный истец обратился в Кисловодский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки 14.12.2022.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска со ссылкой на то обстоятельство, что до 01.03.2022 функции по взысканию задолженности с физических лиц, осуществлялись территориальными налоговыми органами, и именно у них возникала обязанность по подготовке административных заявлений в суды общей юрисдикции. В ходе проведенной Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю инвентаризации в отношении ряда налогоплательщиков был установлен факт не направления территориальными налоговыми органами административных исков, в связи с чем неотработанные определения об отмене судебного приказа (отказе в принятии заявлений) были истребованы у территориальных налоговых органов для дальнейшей отработки.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положения части 2 статьи 286 КАС РФ предусматривают, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Материалами дела подтверждается, что копия вышеуказанного определения об отмене судебного приказа была получена налоговым органом 23.07.2021, таким образом, инспекция должна была обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности не позднее 24.01.2022.
Между тем, настоящее административное исковое заявление административным истцом подано лишь 12.12.2022, т.е. по истечении 11 месяцев после установленного законом срока.
Безусловная значимость взыскания в бюджет не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска, какие в рассматриваемом деле не представлены, фактов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органов не приведено.
Указанные в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд обстоятельства, не могут быть расценены судом в качестве уважительной причины пропуска процессуального срока, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был; причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено, а в ходе судебного разбирательства не установлено; срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин, а потому в удовлетворении заявленного ходатайства надлежит отказать.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, предусмотренного ст. 286 КАС РФ, являющихся основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, административным истцом не приведено, суд приходит к выводу о наличии самостоятельного основания для отказа удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с пропуском административным истцом срока, установленного ст. 286 КАС РФ, при этом суд полагает возможным ограничиться в мотивировочной части судебного постановления указанием только на обстоятельства, связанные с пропуском административным истцом срока для обращения в суд (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (№) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 96 999.39 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░