Дело № 2а-4837/2023 УИД 76RS0014-01-2023-004001-19 изг. 09.01.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2023 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Ляминой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Базурина Сергея Юрьевича, Плюхавина Олега Вячеславовича к Государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области о признании выданных разрешений на строительство незаконными,
установил:
Базурин С.Ю., Плюхавин О.В. обратились с административным исковым заявлением к Государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области о признании выданных ООО «Развитие», ООО «Ярдилер» разрешений на строительство незаконными. В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что они являются участниками права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу <адрес>, которое является выявленным объектом культурного наследия «<данные изъяты>». Другим участником права общей долевой собственности на указанное здание является ООО «Развитие». В ходе рассмотрения гражданского дела № 2-1838/2023 Кировским районным судом г. Ярославля административным истцам стало известно о том, что департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области (после изменения наименования- Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области) на имя ООО «Развитие» и ООО «Ярдилер», являющемуся подрядчиком на проведение работ, выданы разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на их основе и взамен выданы разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Данные разрешения на строительство предусматривают проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по адресу <адрес>, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. При этом согласие административных истцов, как участников права общей долевой собственности на данный объект, получено не было, что нарушает их права и законные интересы. Административные истцы просят признать незаконными разрешения на строительство, выданные Государственной службой охраны объектов культурного наследия Ярославской области (до изменения наименования департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области) для ООО «Развитие» и его подрядчика ООО «Ярдилер», предусматривающие проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по адресу <адрес>, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности объекта: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на их основе и взамен выданы разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Базурин С.Ю., представитель административного истца Шамин А.В. требования административного искового заявления поддержали, пояснив, что административные истцы и заинтересованное лицо ООО «Развитие» являются собственниками долей в праве общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу <адрес>, данное здание представляет собой единое строение, что подтверждается охранным обязательством на данный объект недвижимого имущества. Разрешения на строительство, выданные Государственной службой охраны объектов культурного наследия Ярославской области (до изменения наименования департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области) для ООО «Развитие» и его подрядчика ООО «Ярдилер», предусматривающие проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по адресу <адрес>, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности объекта: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на их основе и взамен выданы разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными, поскольку ООО «Развитие» не было получено согласие административных истцов на производство указанных работ. Выданные разрешения на строительство затрагивают права и законные интересы административных истцов, поскольку они сами имели намерение производить работы по сохранению объекта культурного наследия.
Представитель административного ответчика Государственной службой охраны объектов культурного наследия Ярославской области (до изменения наименования департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области) по доверенности Савичева К.А., представители заинтересованных лиц ООО «Развитие» по доверенности Смирнов А.А, Загайнов В.Н., ООО «ЯрДилер» директор Давыдова Е.А. против удовлетворения требований административного искового заявления возражали, указывая на то, что согласно п.6 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство... к указанному заявлению прилагает согласие: всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки. Вместе с тем, согласно выписке их ЕГРЮЛ на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> расположено два объекта недвижимости с кадастровыми номерами № и №. Объект недвижимости с кадастровым номером № имеет адрес <адрес> представляет собой нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства <данные изъяты>. Помещения в указанном нежилом здании принадлежат на праве собственности административным истцам и ООО «Развитие». Объект недвижимости с кадастровым номером № также имеет адрес <адрес> представляет собой нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства <данные изъяты>. Собственником нежилых помещений в указанном здании является ООО «Развитие». Как следует из технического паспорта на домовладение по адресу <адрес>, исторически на земельном участке располагались два объекта капитального строительства (жилых дома), обозначаемые литерами № и №, данные здания были соединены аркой. Таким образом, по адресу <адрес> находятся два самостоятельных объекта капитального строительства, соединенных аркой, в связи с чем получение согласия собственников помещений в нежилом здании с кадастровым номером № на проведение строительных работ в ином объекте недвижимости- нежилом здании с кадастровым номером № не требовалось. На строительные работы, которые производились ООО «ЯрДилер» на основании договора с ООО «Развитие» в нежилом здании с кадастровым номером № разрешение административных истцов Базурина С.Ю. и Плюхавина О.В. было получено.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
По адресу <адрес> находится выявленный объект культурного наследия «<данные изъяты>.
На основании п.1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с п.4 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из п.1 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
На основании ч.2 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 5.1 ст.51 ГрК РФ в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.6 ч.7 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство... к указанному заявлению прилагает согласие: всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки.
Материалами дела установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> расположено два объекта недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
Объект недвижимости с кадастровым номером № имеет адрес <адрес> представляет собой нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства <данные изъяты>. Помещения в указанном нежилом здании принадлежат на праве собственности административным истцам и ООО «Развитие».
Объект недвижимости с кадастровым номером № также имеет адрес <адрес> представляет собой нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства <данные изъяты>. Собственником нежилых помещений в указанном здании является ООО «Развитие» единолично.
Согласно выкопировкам из технического паспорта на домовладение по адресу <адрес>, на земельном участке по указанному адресу располагались два самостоятельных объекта недвижимости, обозначаемые № и №.
Государственной службой охраны объектов культурного наследия Ярославской области (до изменения наименования департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области) для ООО «Развитие» и его подрядчика ООО «Ярдилер», выданы разрешения на строительство, предусматривающие проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по адресу <адрес>, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности объекта: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на их основе и взамен выданы разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку по адресу <адрес> находятся два самостоятельных объекта капитального строительства, получение согласия собственников помещений в нежилом здании с кадастровым номером № на проведение строительных работ в ином объекте недвижимости- нежилом здании с кадастровым номером № не требовалось.
На строительные работы, которые производились ООО «ЯрДилер» на основании договора с ООО «Развитие» в нежилом здании с кадастровым номером № разрешение административных истцов Базурина С.Ю. и Плюхавина О.В. было получено (л.д. 95).
Кроме того, суд принимает во внимание, что строительные работы, на проведение которых выданы оспариваемые разрешения на строительство, не затрагивают принадлежащие административным истцам нежилые помещения, до проведения работ ООО «Развитие» неоднократно обращалось к Базурину С.Ю., Плюхавину О.В. с просьбой о совместном участии в производстве работ по сохранению объекта культурного наследия, Базуриным С.Ю. и Плюхавиным О.В. было дано согласие на производство строительных работ в нежилом здании с кадастровым номером №. Указанное обстоятельство подтверждено представленной в материалы дела перепиской. Намерений принять участие в выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, в проектировании, получении разрешения на строительство, в непосредственном выполнении работ административные истцы не выразили, что свидетельствует об отсутствии у административных истцов реального интереса в сохранении объекта культурного наследия.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении требований административного искового заявления должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░