Дело №2а-1-117/2023 57RS0015-01-2023-000121-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт.Хомутово 26 июня 2023 года
Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Артёмова А.А., при секретаре Потаповой Е.В.,
с участием представителя административного ответчика –
администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района
Орловской области по доверенности Макаровой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новодеревеньковского районного суда административное дело по административному исковому заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п.Верховье к администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок,
у с т а н о в и л :
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п.Верховье в лице главного государственного санитарного врача по Верховскому, Залегощенскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому, Новосильскому, Покровскому района Орловской области Глотова О.Ю. обратился в Новодеревеньковский районный суд Орловской области с исковым заявлением к администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, в котором просит обязать администрацию городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных по адресам: <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле поворота на кладбище, <адрес> возле гаражей <адрес>.
В обосновании требований указано, что при рассмотрении коллективного обращения жителей п.Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области по вопросу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, выразившиеся в несоблюдении требований санитарного законодательства при организации сбора отходов в п.Хомутово. Сотрудником филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» в п.Верховье было проведено обследование мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам п. Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области на соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части сбора, вывоза ТКО и наличия стихийных свалок. В ходе обследования установлены несанкционированные свалки, состоящих из порубочных остатков деревьев и кустарников, остатки мебели, упаковки, автомобильных покрышек, строительного мусора и прочее, расположенные по <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле поворота на кладбище, <адрес> возле гаражей п.Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области. Свалка размещена непосредственно на почве. Продукты разложения являются вредными для окружающей среды и человека веществами. Их поступление в атмосферный воздух ведет к снижению качества окружающей среды на территории района. В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Складирование отходов на данных земельных участках не только не отвечает санитарным нормам и требованиям, но и представляет собой опасность для здоровья населения и окружающей среды. В соответствии п.п. 2, 2.2.1 Правил организация уборки муниципальной территории осуществляется органами местного самоуправления. Содержание, благоустройство и уборка территорий п. Хомутово обеспечиваются органами местного самоуправления силами и средствами юридических и физических лиц в пределах территорий, прилегающих к объектам, принадлежащим им на имущественном праве. На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Таким образом, администрацией городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области не обеспечена очистка территории в п. Хомутово по указанным улицам, что нарушает требования санитарных правил и норм СанПиН.
Письменных возражений на административный иск не поступило.
В судебное заседании представитель административного истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п.Верховье Токарева М.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, в заявлении просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области Макарова Г.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования не признала, пояснив, что администрация постоянно проводит мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, которые периодически возникают заново, в настоящее время в администрации сложилось трудное финансовое положение, движение средств по счетам казначейством приостановлено, поскольку имеется задолженности перед поставщиками электроэнергии и другими долгами, в связи с чем просила суд в случае удовлетворения предоставить срок для исполнения решения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица – ООО «УК «Зеленая роща» в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте судебного заседания уведомлены, позицию по делу не выразили.
Поскольку административный истец и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку их представителей суд обязательной не признавал, то в силу ч.2 ст.289 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснение представителя административного ответчика, оценив доводы и требования, содержащиеся в административном исковом заявлении и заявлении представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.п. 1п.п. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ).
На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии с под. 18 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к важнейшим принципам хозяйственной и иной деятельности органов местного самоуправления, оказывающей воздействие на окружающую среду, относит соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В судебном заседании установлено, что на основании коллективного заявления жителей пгт.Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области (л.д.11-12) о несоблюдении требований санитарного законодательства при организации сбора отходов в пгт.Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области по поручению начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п.Верховье № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), сотрудником филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» в п. Верховье 04 мая 2023 года было проведено обследование мест накопления твердых коммунальных отходов в пгт.Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области.
В ходе проверки установлено, что на территории пгт.Хомутово по <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле поворота на кладбище, <адрес> возле гаражей расположены несанкционированные свалки, состоящие из порубочных остатков деревьев и кустарников, остатков мебели, упаковки, автомобильных покрышек, строительного мусора и прочего, что подтверждено протоколом осмотра от 27 апреля 2023 года с фотоиллюстрациями (л.д.12-15).
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункта 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, установлено, что крупногабаритные отходы это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами №1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО), осуществляют складирование ТКО и крупногабаритные отходы в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупных габаритных отходов.
В пгт.Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области в местах сбора и накопления ТКО бункеры, либо специальные площадки для складирования крупных габаритных отходов отсутствуют, в связи с чем жители поселка размещают крупногабаритные отходы в местах, не предназначенных для сбора крупных габаритных отходов.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что свалки содержат вредные для окружающей среды и человека вещества и их поступление в атмосферный воздух ведет к снижению качества окружающей среды на территории поселка. В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Складирование отходов на данных земельных участках не отвечает санитарным нормам и требованиям, а также представляет собой опасность для здоровья населения и окружающей среды.
Таким образом, администрацией городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области не обеспечена очистка территории пгт.Хомутово, прилегающей к местам накопления отходов по <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле поворота на кладбище, <адрес> возле гаражей.
Согласно п. 9 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
В соответствии с п. 10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КТО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
В соответствии со статьёй 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Накоплением ТКО является складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац 19 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Сбор - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (абзац 17 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются, организовываются и содержатся органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, вопросы, связанные с накоплением ТКО, содержанием контейнерных площадок, а также содержанием территорий, прилегающих к местам накопления отходов, относятся к компетенции органов местного самоуправления. Содержание, благоустройство и уборка территорий пгт.Хомутово обеспечиваются органами местного самоуправления силами и средствами юридических и физических лиц в пределах территорий, прилегающих к объектам, принадлежащим им на имущественном праве.
Администрацией городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области не обеспечена очистка территории пгт.Хомутово, прилегающей к местам накопления отходов по <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле поворота на кладбище, <адрес> возле гаражей.
Санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Установленные факты свидетельствуют о ненадлежащей реализации уполномоченным органом – администрацией городского поселения Хомутово возложенных полномочий по очистке территорий, прилегающих к местам накопления отходов по вышеуказанным улицам. Непринятие мер к ликвидации отходов нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, способствует созданию угрозы санитарно-химического и микробиологического загрязнения почвы на территории поселка, распространения инфекционных паразитных заболеваний населения.
Поскольку в судебном заседании установлено, что очистка территории, прилегающей к местам накопления отходов, входит в обязанность администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика Макаровой Г.С. о постоянной работе органа местного самоуправления по уборке несанкционированных свалок на том основании, что представленный суду фотоматериал свидетельствует о значительных объёмах мусора и давности его происхождения.
Вышеуказанный протокол осмотра территории с фотоиллюстрациями, свидетельствует о нахождении несанкционированных свалок в непосредственной близости от контейнерных площадок и автомобильных дорог.
Обстоятельства отсутствия денежных средств в бюджете на указанные в административном иске цели, а также тяжелое материальное положение администрации городского поселения Хомутово не является основанием к освобождению от установленных законом обязанностей и не могут служить основанием к оправданию бездействия со стороны административного ответчика области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения городского поселения.
При таком положении у суда имеются все основания для удовлетворения административного искового заявления, считая данные административные исковые требования законными и обоснованными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
В силу требований ст.16 КАС РФ об обязательности судебных постановлений, ст.187 КАС РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23, решение должно быть исполнимым.
Административное исковое требование о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства фактически основано на установленных конкретных обстоятельствах, указывающих на наличие на территории пгт.Хомутово по <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле <адрес> возле поворота на кладбище, <адрес> возле гаражей несанкционированных свалок.
По правилам ст.187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая установленные обстоятельства административного дела, финансовую нагрузку административного ответчика и объяснения его представителя Макаровой Г.С., а также необходимость устранения нарушений санитарного законодательства в кратчайшие сроки без ущерба правам и интересам населения городского поселения, суд считает необходимым установить администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области срок для выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, который считает разумным и достаточным для выполнения мероприятий, направленных на ликвидацию двух несанкционированных свалок мусора, указанных в административном иске.
Руководствуясь статьями 175-181,187,227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░