Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
« 3 0 » о к т я б р я 2 0 1 8 г о д а с. Ч е л н о – В е р ш и н ы
Исаклинский районный суд Самарской области
в составе председательствующего судьи Богатырёва О.Н.,
при секретаре Хечумян О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2-308/2018 по административному исковому заявлению Савельева ФИО7 к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Исаклинский районный суд с настоящим административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что административный истец является одним из собственников жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Сособственником административного истца является его супруга ФИО1. На основании договора передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГг. № в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГг. были внесены запись о государственной регистрации права собственности административного истца №.1, запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 №.2, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серии 63-АА № и серии 63-АА №, выданными ДД.ММ.ГГГГг. На данном земельном участке, административный истец со своей семьей осуществляет хозяйственную деятельность, ведет личное подсобное хозяйство, также на данном земельном участке им построены хозяйственные постройки (баня, гараж, сарай). Земельный участок, на котором находится принадлежащий административному истцу и ФИО1 на праве общей совместной собственности жилой дом, относится к землям государственного лесного фонда. Согласно Генерального плана сельского поселения Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области, утверждённого решением Собрания представителей сельского поселения Шентала муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №, земельный участок на котором находится принадлежащий административному истцу и ФИО5 жилой дом, расположен в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). С целью оформления прав на земельный участок, используемый административным истцом и членами его семьи на протяжении длительного времени для ведения личного подсобного хозяйства, административный истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории к административному ответчику. К заявлению им была приложена, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленная МУП «Землемер». В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общая площадь образуемого земельного участка составила 1 175 кв.м, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, категория земель: земли населённых пунктов, территориальная зона: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), адрес участка: <адрес>. Образование испрашиваемого земельного участка предполагалось путём раздела земельного участка с кадастровым номером № из состава земель лесного фонда. При образовании земельного участка были учтены требования действующего законодательства, в том числе положения пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» площадь формируемого земельного участка (1 302 кв.м.) не превышает предельные (максимальные) размеры, установленные Правилами землепользования и застройки сельского поселения Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области, утвержденные решением Собрания представителей сельского поселения Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). Данными Правилами максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства устанавливается 1 500 кв.м. Однако административным ответчиком было отказано административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по причине отсутствия в представленных им документах проектной документации на лесной участок. Административный истец считает решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Самарской области, уполномоченного в области лесных отношений, в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, незаконным нарушающим право на приобретение используемого земельного участка в собственность. С учётом изложенного в административном исковом заявлении содержались просьбы: признать незаконным и отменить решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19 июня 2018г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1 175 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Административный истец – Савельев ФИО8 и его представитель –Валеева ФИО9 о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, поддерживая заявленные требования в полном объёме.
Административный ответчик – Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя, считает административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В возражении указывается, что согласно представленным административным истцом документам и заявлению, образование земельного участка необходимо произвести путем раздела земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером №. Соответственно, в целях образования земельного участка административному ответчику необходимо утвердить проектную документацию на лесной участок о предварительном согласовании предоставления на которое было подано заявление. Однако, в представленных с заявлением документах проектная документация на лесной участок отсутствует. Согласно Требованиям к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГг. №, подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков в целях их последующего предоставления в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Действующим законодательством не предусмотрена возможность утверждения административным ответчиком проектной документации на лесной участок в целях предоставления его в собственность.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, об отложении дела слушанием не заявляло.
Заинтересованное лицо – Савельева ФИО10 о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила отзыв, в котором просит требования административного истца удовлетворить, рассмотреть административное дело без ее участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, а также не осуществлять в связи с этим аудиопротоколирование.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законны интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений, административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предметом искового заявления является несогласие с отказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19 июня 2018г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого гражданином в собственность земельного участка на кадастровом плане территории.
Данные требования вытекают из публичных правоотношений, поскольку связаны с осуществлением Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области полномочий по осуществлению процедур, предусмотренных Федеральным Законом №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Сведений, подтверждающих наличие материального спора о праве на испрашиваемый земельный участок между административным истцом и другими лицами, обладающими аналогичным объемом прав и обязанностей, не имеется.
Основанием к удовлетворению требований административного истца является наличие совокупности двух условий: 1) оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону и 2) права либо свободы заявителя были нарушены, и это установлено в ходе судебного разбирательства (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04 декабря 2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В силу пункта 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09 октября 2013г. №528, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в сфере лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования в целях повышения уровня жизни населения Самарской области и обеспечивающим в пределах своей компетенции государственное управление в сфере охраны, использования, воспроизводства лесов Самарской области, иных природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Самарской области в данной сфере.
Частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04 декабря 2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что образование земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется.
Согласно пункту 6 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, лесопарка, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества, лесопарка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Из материалов дела следует, что административный истец является одним из собственников жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Год постройки жилого дома – 1993г.
Право административного истца на жилой дом возникло до ДД.ММ.ГГГГг т зарегистрировано в ЕГРН. Запись о государственной регистрации права общей совместной собственности административного истца и ФИО1 на вышеуказанное здание №.1 была внесена в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГг. на основании Договора передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГг. №, запись о государственной регистрации права ФИО1 №.2 была внесена ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок, на котором находится принадлежащий административному истцу и ФИО1 на праве общей совместной собственности жилой дом, относится к землям государственного лесного фонда.
Фактически лесные насаждения на земельном участке истца отсутствуют. Административный истец использует спорный земельный участок с 1993г. под индивидуальный жилой дом. На момент строительства лесные насаждения также отсутствовали.
С целью оформления прав на земельный участок административный истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории к административному ответчику.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была изготовлена МУП «Землемер» Шенталинского района Самарской области.
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общая площадь образуемого земельного участка составила 1 175 кв.м, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, категория земель: земли населённых пунктов, территориальная зона: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), адрес участка: <адрес>.
Согласно Генерального плана сельского поселения Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области, утверждённого решением Собрания представителей сельского поселения Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГг. №, земельный участок на котором находится принадлежащий административному истцу и ФИО1 жилой дом, расположен в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Предельные (максимальные) размеры земельных участков установлены Правилами землепользования и застройки сельского поселения Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области, утвержденными решением Собрания представителей сельского поселения Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГг. № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГг.). Максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства, согласно вышеуказанных Правил, составляет 1 500 кв.м.
Общая площадь образуемого земельного участка (1 175 кв.м) не превышает предельный (максимальный) размер земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства в населенном пункте ж/д <адрес>.
Таким образом, земельный участок образован с учетом требований действующего законодательства.
В нарушение требований статей 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком в материалы дела не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд полагает, что изложенные в письме Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области доводы, послужившие основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления административного истца.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение является незаконным, нарушающим права административного истца. А потому административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Савельева ФИО11 к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГг. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Исаклинский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда будет изготовлено 01 ноября 2018г.
Председательствующий О.Н. Богатырёв