Дело №2а-151/2019 КОПИЯ
Решение принято в окончательной форме 18 июня 2019 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Чупрыны В.И., при секретаре судебного заседания Цымбалюке Д.В.,
с участием административного истца Гаврилова С.В. и его представителя Зарбеева Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-151/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части №... старшего прапорщика запаса Гаврилова Сергея Васильевича об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЗРУЖО) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Гаврилов С.В. через своего представителя Зарбеева Р.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконным решение ЗРУЖО от 11 февраля 2019 года №03-39/013 об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма;
- обязать ЗРУЖО принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 3 человека.
В судебном заседании административный истец и его представитель Зарбеев Р.А. названные требования поддержали. В их обоснование, каждый в отдельности, указали, что административный истец до 3 июля 2018 года проходил военную службу по контракту в войсковой части №... , жилого помещения он и члены его семьи не имеют, в связи с чем истец был обеспечен по месту службы служебным жилым помещением на состав семьи три человека (он, супруга и дочь) по адресу: <адрес> , где по настоящее время проживает. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №... был уволен в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы. На день увольнения и исключения из списков личного состава воинской части общая продолжительность военной службы составляла 17 лет 11 месяцев, что не позволяло ему при увольнении с военной службы обратиться в ЗРУЖО с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением 224 гарнизонного военного суда от 9 октября 2018 года на главнокомандующего Военно-морского флота были возложены обязанности изменить основания его увольнения, а именно по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Указанное решение гарнизонного военного суда вступило в законную силу 22 января 2019 года. При увольнении с военной службы по состоянию здоровья он подлежал обеспечению постоянным жилым помещением по договору социального найма по линии Минобороны России, в связи с чем он в декабре 2018 года обратился в ЗРУЖО с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 3 человека (он, супруга и дочь), предоставив необходимые для этого документы и копию указанного выше решения гарнизонного военного суда. Полагали, что оспариваемое решение создает Гаврилову С.В. препятствия для реализации его права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с даты обращения в жилищный орган.
Административный ответчик начальник ЗРУЖО и заинтересованное лицо руководитель Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному Военному округу», извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, через своих представителей просили рассмотреть административное исковое заявление Гаврилова С.В. в их отсутствие.
Суд в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В представленных в суд письменных возражениях представитель ЗРУЖО Беркутова И.В. возражала против удовлетворения требований Гаврилова С.В. и настаивала на правомерности оспариваемого отказа в постановке на учет, поскольку при увольнении со службы административный истец не был признан нуждающимся ни по месту прохождения военной службы, ни в избранном постоянном месте жительства. В связи с этим, полагала, что истец подлежит обеспечению жилым помещением на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по решению органа самоуправления по избранному месту жительства бывшего военнослужащего.
Представитель заинтересованного лица Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному Военному округу» (далее – Управление) Копылов В.В. в письменном отзыве, указал на возможность взыскания судебных расходов с административного ответчика через лицевой счет Управления, своей позиции относительно административный исковых требований не изложил.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца, военный суд приходит к следующим выводам.
Судебная защита нарушенных прав действиями должностных лиц осуществляется в пределах трехмесячного срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ, пропуск которого без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, копию оспариваемого решения ЗРУЖО от 11 февраля 2019 года №03-39/013 административный истец получил в тот же день, соответственно, последний день для подачи административного искового заявления на указанное решение, с учетом выходных дней, выпадал на 13 мая 2019 года. Гаврилов С.В. через своего представителя отправил по почте в суд административное исковое заявление 13 мая 2019 года.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ.
Согласно послужному списку административный истец поступил на военную службу по контракту после 1 января 1998 года и относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы подлежат обеспечению служебными жилыми помещениями (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Как следует из копий свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии №... и паспорта Российской Федерации на имя ФИО 1, выданный ДД.ММ.ГГГГ , административный истец состоит в браке с ФИО 6, в период брака у них родилась дочь ФИО 1.
Из договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №... и справки о регистрации формы №... видно, что ФИО 2 на состав семьи из трех человек (он, супруга и дочь) ЗРУЖО предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> , общей площадью 42,0 кв.м., где они зарегистрированы по месту жительства по настоящее время.
Приказами главнокомандующего Военно-морским флотом от ДД.ММ.ГГГГ №... (по личному составу) и от ДД.ММ.ГГГГ №... (по строевой части) Гаврилов С.В. был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части №... с 30 июня 2018 года. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 17 лет 11 месяцев.
Решением 224 гарнизонного военного суда от 9 октября 2018 года суд признал незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ №... в части увольнения административного истца с военной службы по истечении срока контракта и обязал указанное должностное лицо внести изменения в приказ путем указания в нем основания увольнения – в связи с признанием Гаврилова С.В. военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ .
Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений от ДД.ММ.ГГГГ №... и от той же даты №... следует, что у административного истца и его дочери – ФИО 1 с 1 января 1998 года в собственности жилых помещений не было.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №... у супруги административного истца ФИО 6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилось в собственности жилое помещение общей площадью 17,40 кв.м. по адресу: <адрес> , безвозмездно переданное в собственность по договору приватизации. Других жилых помещений у супруги административного истца в собственности не было.
11 декабря 2018 года административный истец обратился в ЗРУЖО с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 3 человека (сам заявитель, его супруга и дочь).
Как следует из учетного дела Гаврилова С.В., указанные выше документы были предоставлены административным истцом в ЗРУЖО и являлись предметом рассмотрения жилищного органа.
Оспариваемым решением ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ №... административному истцу было отказано в принятии на указанный учет, поскольку ФИО 2 уволен с военной службы по состоянию здоровья, в связи с признанием его ограниченно годным, на дату обращения в жилищный орган уже не являлся военнослужащим, право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по линии Министерства обороны Российской Федерации, у него отсутствует.
Во исполнение вступившего в законную силу решения 224 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ , главнокомандующий Военно-морским флотом приказом от ДД.ММ.ГГГГ №... (по личному составу) изменил основания увольнения ФИО 2 с военной службы на увольнение по состоянию здоровья, в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Оценивая законность оспариваемого решения ЗРУЖО, военный суд исходит из следующего.
Право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями закреплено в статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», абзац двенадцатый пункта 1 который предусматривает, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимся в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
То обстоятельство, что Гаврилов С.В. относится к категории военнослужащих, которые при увольнении с военной службы подлежат обеспечению жильем в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сторонами не оспаривается.
Порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года №512 «О порядке признания нуждающимся в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», которым утверждены соответствующие Правила.
В соответствии с пунктами 1 и 2 указанных Правил признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетом нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Такая же норма содержится в утвержденном приказе Минобороны России от 30 сентября 2010 года №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», регламентирующем порядок обеспечения жильем военнослужащих Минобороны России, к категории которых относится административный истец Гаврилов С.В.
Решение вопроса о принятии военнослужащего и членов его семьи на жилищный учет в соответствии с указанными Правилами отнесено к компетенции ЗРУЖО.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом из представленных ЗРУЖО документов учетного дела, Гаврилов С.В., имеющий выслугу военной службы в календарном исчислении №... , был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, что не давало ему при увольнении право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В период службы в 2012 году Гаврилову С.В. на состав семьи 3 человека было предоставлено служебное жилое помещение в <адрес> , в котором он проживает до настоящего времени.
На момент увольнения в июне 2018 года Гаврилов С.В. действительно на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял, поскольку, как указывалось выше, имел выслугу военной службы в календарном исчислении менее 20 лет, решением командования увольнялся не по состоянию здоровья.
Вместе с тем, судебным решением от 9 октября 2018 года за Гавриловым С.В. было признано право на увольнение по состоянию здоровья, что является самостоятельным основанием для обеспечения административного истца постоянным жилым помещением как военнослужащего при признании его нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма (абзац 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военной службы).
В связи с чем, Гаврилов С.В. обращаясь 11 декабря 2018 года в ЗРУЖО с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и принятии на учет для обеспечения, предоставил решение военного суда о незаконном увольнении с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы с обязанием уполномоченного должностного лица изменить основания увольнения – по состоянию здоровья. Также предоставил сведения, согласно которым он и члены его семьи (супруга и дочь) не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, является основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При таком положении, вопреки доводам административного ответчика и выводам в оспариваемом решении, с учетом приведенных требований материального закона, суд приходит к выводу, что Гаврилов С.В., уволенный с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более лет, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма за счет Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с этим юридически значимыми и подлежащими установлению при рассмотрении ЗРУЖО заявления Гаврилова С.В. и разрешении данного спора должны являться факты о нуждаемости административного истца и членов его семьи в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Такие обстоятельства жилищным органом при рассмотрении заявления Гаврилова С.В. были установлены, а из представленных ЗРУЖО документов следует, что административный истец и члены его семьи, как указывалось выше, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
С учетом этого, решение уполномоченного органа об отказе в принятии Гаврилова С.В. составом семьи человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что он на момент обращения в ЗРУЖО не являлся военнослужащим, нельзя признать обоснованным.
Факт прекращения права собственности супругой административного истца – ФИО 6 14 апреля 2011 года на жилое помещение площадью 17.40 кв.м. по адресу: <адрес> , приобретенного по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации в июле 2008 года, подлежит оценке жилищным органом при распределении административному истцу жилого помещения по договору социального найма.
В целях устранения допущенных нарушений прав административного истца суд считает необходимым возложить обязанность на ЗРУЖО отменить указанное решение от ДД.ММ.ГГГГ №... , признать Гаврилова С.В. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 3 человека с момента подачи в жилищный орган заявления – 11 декабря 2018 года, о чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить административному истцу и в суд.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска полностью.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд взыскивает с ЗРУЖО через лицевой счет Управления в пользу административного истца понесенные им в связи с рассмотрением данного дела судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ №03-39/013 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ №03-39/013, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░ , ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 224 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░:
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ 224 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░