Судья Смоляк Ю.В. Гр. дело № 33- 12789/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Евдокименко А.А.,
судей Хаировой А.Х., Емелина А.В.,
при секретаре Чуркиной С.Ю.,
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы муниципального района Ставропольский Самарской области Анисимова В.В. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 05 августа 2016 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Прокурора Ставропольского района Самарской области в защиту интересов Бубенцовой В.П. — удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Бубенцовой В.П., **.**.**** года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х.,. судебная коллегия
установила:
Прокурор Ставропольского района Самарской области в интересах истца Бубенцовой В.П., **.**.**** года рождения, обратился в суд с иском к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда. В обоснование требований прокурор указал, что истец Бубенцова В.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением главы администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от **.**.**** № * Бубенцова В.П. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек, с **.**.****. До настоящего времени Бубенцова В.П. жильем не обеспечена.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Бубенцовой В.П. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи один человек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава муниципального района Ставропольский Анисимов В.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Указывает, что обеспечение истца во внеочередном порядке повлечет нарушение права на жилище других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее Бубенцовой В.П.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебного заседание истца и представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших о причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора Гуляевой Е.С.. полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В силу ч. 4,5 ст.2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 3 указанного выше Закона Самарской области, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Бубенцова В.П., **.**.**** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Ставропольского районного суда Самарской области от **.**.**** мать Бубенцовой В.П. – ФИО7 лишена родительских прав.
Согласно справке о рождении № * от **.**.****, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
В соответствии с распоряжением Главы муниципального района Ставропольский от **.**.**** № *, над несовершеннолетней Бубенцовой В.П. установлено попечительство, попечителем назначен ФИО8
Распоряжением главы администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от **.**.**** № * Бубенцова В.П. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек, с **.**.****.
Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.
Ответчик не оспаривает, что истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Бубенцовой В.П. не предоставлено.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции, правильно применяя нормы действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязанности предоставить Бубенцовой В.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда.
Довод апелляционной жалобы о том, что вынесенным решением нарушаются права тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились в администрацию района для включения их в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей раньше, чем Бубенцова В.П., не может служить основанием для отмены решения суда.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░