Дело № 2а-1453/2023
25RS0003-01-2022-006791-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего – судьи Хренкова О.В.,
при секретаре судебного заседания Матюшиной Т.А.,
с участием административного ответчика Туркутюкова О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю к Туркутюкову Олегу Николаевичу о взыскании пени по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с названным административным иском, указав в обоснование требований, что Туркутюков О.Н. является плательщиком установленных законодательством налогов и сборов. В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым органом произведен расчет налогов, в адрес Туркутюкова О.Н. направлены налоговые уведомления. Однако налогоплательщиком обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнена. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на основании пунктов 3-4 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки за каждый календарный день просрочки начислена пеня. Административному ответчику в соответствии со ст. 69 НК РФ направлено требование об уплате пени № от ДД.ММ.ГГГГ, которое оставлено без исполнения. Мировым судьей судебного участка № Первореченского судебного района <адрес> по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Туркутюкова О.Н. задолженности по пене от ДД.ММ.ГГГГ, который отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения. До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена. На основании изложенного просит взыскать с Туркутюкова О.Н. пени по налогу на доходы физических лиц за 2018, 2019 годы в размере 38 382 рубля 38 копеек, пени по земельному налогу за 2018, 2019 годы в размере 13 937 рублей 32 копейки.
Представитель административного истца – межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Также представил в суд ходатайство о восстановлении процессуального срока, поскольку подать административное исковое заявление в суд в установленный законом срок не представилось возможным по причине нестабильной работы государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».
Административный ответчик Туркутюков О.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Туркутюков О.Н. ДД.ММ.ГГГГ предоставил декларацию о доходах физического лица по форме 3-НДФЛ за 2018 год в связи с продажей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая находилась в собственности Туркутюкова О.Н. менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного ст. 217.1 НК РФ – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного налогоплательщиком к уплате, составила 299 000 рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме того, Туркутюков О.Н. ДД.ММ.ГГГГ предоставил декларацию о доходах физического лица по форме 3-НДФЛ за 2019 год в связи с продажей земельного участка с кадастровым номером 25:28:030015:6608, расположенного по адресу: <адрес>, который находился в собственности Туркутюкова О.Н. менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного ст. 217.1 НК РФ – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного налогоплательщиком к уплате, составила 260 000 рублей.
В связи с неуплатой административным ответчиком самостоятельно налогов в установленные законом сроки в его адрес налоговым органом в соответствии с ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которые оставлены без исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 391 НК РФ).
Согласно материалам дела, Туркутюков О.Н. в 2018-2019 годах являлся также собственником земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030015:225, 25:28:030015:6607, 25:28:030015:6608, расположенных по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
В связи с неисполнением Туркутюковым О.Н. обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2018-2019 годы в установленный законом срок, налоговым органом были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 38 382 рубля 38 копеек.
В связи с неисполнением Туркутюковым О.Н. обязанности по уплате земельного налога за 2018-2019 годы в установленный законодателем срок, налоговым органом были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 117 рублей 25 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 820 рублей 07 копеек.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 НК РФ налоговым органом в адрес Туркутюкова О.Н. было направлено требование об уплате пени № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое оставлено без исполнения.
Ввиду неоплаты задолженности по пене в установленный срок по заявлению налогового органа, поданному с соблюдением срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, мировым судьей судебного участка № Первореченского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании суммы долга по обязательным платежам и санкциям, который был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Следовательно, с административным исковым заявлением о взыскании с Туркутюкова О.Н. задолженности по пени административный истец должен был обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Однако административное исковое заявление было подано в Первореченский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, административным истцом был пропущен шестимесячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд после отмены судебного приказа о взыскании с Туркутюкова О.Н. задолженности по пене.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено тем же пунктом.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ и указанных норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, и о том, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего налоговому органу необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 № 12-О, из которого следует, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 № 611-О и от 17.07.2018 года № 1695-О).
При подаче административного иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, в обоснование которого указано, что подать административное исковое заявление в установленный законом срок не представилось возможным по причине нестабильной работы государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».
Вместе с тем приведенная причина пропуска срока не может быть признана уважительной, поскольку определение об отмене судебного приказа было получено налоговым органом своевременно, установленный законом шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа является достаточным для подготовки и предъявления административного иска, доказательств нарушения работы государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» не имеется, при этом административный истец не был лишен возможности своевременно подготовить и подать административный иск путем направления почтой либо нарочно.
При таких обстоятельствах ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с административным иском удовлетворению не подлежит.
Пропуск административным истцом установленного законом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в административном иске (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст.ст. 19, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ 10.05.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░