Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2016 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Морозовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3002\16 по иску Администрации городского поселения Высоковск к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества,
Установил:
Администрация городского поселения Высоковск обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании решения от /дата/ № об отказе в государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества: квартиры, расположенной по адресу: /адрес/.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что с /дата/. на основании постановления Руководителя Администрации Клинского муниципального района от /дата/. № «О муниципальном имуществе» во исполнение Закона Московской области от /дата/. №-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Клинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Городское поселение Высоковск» был включен многоквартирный жилой /адрес/
На первом этаже указанного жилого дома расположена /адрес/, общей площадью /кв.м/, которая в соответствии с регистрационным удостоверением № от /дата/ на основании постановления Главы Администрации г.Клин от /дата/ № принадлежала Белкину Н.М. По договору купли-продажи от /дата/., зарегистрированного в БТИ /дата/., квартира была продана ТОО «Файл».
Согласно сведений ИФНС РФ по г.Клин исх.№ от /дата/ ТОО «Файл» снято с налогового учета /дата/. по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В квартире по адресу: /адрес/ никто не проживает, июня 2008 г. не вносится плата за жилищно-коммунальные услуги, юридическое лицо- собственник квартиры, снято с налогового учета.
Учитывая эти обстоятельства, /дата/г. Администрация городского поселения Высоковск обратилась в Клинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением № о постановке на учет квартиры, как бесхозяйного имущества, приложив к заявлению согласно Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.11.2013г. № 701 и решения Совета депутатов городского поселения Высоковск от 25.05.2015г. «Об утверждении Положения о порядке оформления бесхозяйного имущества в собственность городского поселения Высоковск» документы:
- постановление Администрации городского поселения Высоковск от /дата/ № «О постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества»;
-копию регистрационного удостоверения №, выданного Клинским межрайонным БТИ /дата/
-копию договора купли-продажи квартиры /дата/ удостоверенного Клинским БТИ /дата/
- ответ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в /адрес/ от /дата/
- ответ ИФНС РФ по г.Клин Московской области от /дата/
- выписку из муниципальной казны реестра муниципальной собственности муниципального образования «Городское поселение Высоковск» от /дата/
/дата/ государственным регистратором Клинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества, поскольку, по мнению регистрирующего органа, для постановки объекта на учет необходимо предоставить документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В нарушение данного пункта, по мнению административно ответчика на государственную регистрацию представлен договор купли-продажи квартиры от /дата/ № удостоверенный нотариусом Клинский ГНК Московской области /дата/ реестровый №, зарегистрированный в Клинском БТИ /дата/., в соответствии с которым собственником квартиры является ТОО «Файл».
/дата/ государственный регистратором Клинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было принято решение № об отказе постановки на учет бесхозяйного имущества объекта недвижимости.
Настоящее решение от /дата/ № было получено Администрацией городского поселения Высоковск самостоятельно только /дата/, поскольку в нарушение п.23 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.11.2013г. № не был направлен административным ответчиком.
Считает отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ в постановке на учет бесхозяйного имущества от /дата/ № незаконным, несоответствующим п.19 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.11.2013г. №, поскольку на государственную регистрацию представлены документы, подтверждающие, что объект не включен в реестры федеральной, областной, муниципальной собственности, юридическое лицо, которое ранее являлось собственником имущества, снято с налогового учета, т.е. документы, подтверждающие, что квартира не имеет собственника.
Представитель административного истца по доверенности Моргунова С.А. поддержала заявление.
Представитель административного ответчика по доверенности Евбосарова М.К. административный иск не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований, пояснив, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов было установлено, что собственник квартиры ТОО «Файл» был исключен из ЕГРЮЛ, что не свидетельствует о ликвидации юридического лица. Сведений о том, что собственник отказался от права собственности на имущество, как это указано в ст.225 ГК РФ, заявителем не представлено.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон административного спора, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными
Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно регистрационного удостоверения № от /дата/ выданного Клинским межрайонным БТИ, собственником квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, являлся Белкин Н.М. на основании постановления Главы Администрации г.Клин № от /дата/. ( л.д.13).
/дата/ между Белкиным Н.М. и ТОО «Файл» был заключен договор купли-продажи квартиры, удостоверенный нотариусом Клинской ГНК, запись в реестре №, который /дата/ был зарегистрирован в Клинском МП БТИ ( л.д.14).
По сообщению Инспекции ФНС РФ по /адрес/ от /дата/. №, ООО «Файл» снято с налогового учета /дата/. по решению регистрирующих органов, как фактически прекратившее деятельность на основании ст.21.1 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001г. ( л.д.15).
В соответствии с выпиской из Реестра муниципальной собственности муниципального образования «Городское поселение Высоковск» от /дата/. №, квартира по адресу: /адрес/ реестре муниципальной собственности не значится ( л.д.11).
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от /дата/. № сведения о зарегистрированных правах на данную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют ( л.д.12).
По сообщению Министерства имущественных отношений Московской области от /дата/. в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, квартира не состоит ( л.д.10).
Согласно информационного письма ТУ Росимущества в Московской области от /дата/. в реестре федерального имущества Московской области квартира не значится ( л.д.9).
Зарегистрированные лица в квартире отсутствуют (л.д.27). Оплата за жилищно-коммунальные услуги по квартире с 2008 года не поступает( л.д.22-25).
Постановлением Администрации городского поселения Высоковск от /дата/г. № квартира, общей площадью /кв.м/ расположенная по адресу: /адрес/, поставлена на учет бесхозяйного недвижимого имущества ( л.д.8).
А. городского поселения Высоковск обратилась в Клинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о постановке квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, на учет бесхозяйного имущества.
/дата/ должностным лицом Клинского отдела Управления Росреестра по Московской области составлено уведомление № о приостановлении государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества до /дата/ до устранения обстоятельств, препятствующих регистрации ( л.д.18-19).
Уведомление от /дата/ № отказано в государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества квартиры по адресу: /адрес/, городское поселение Высоковск, /адрес/ по тому основанию, что на государственную регистрацию не представлены документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от /дата/. №, определяющие, что имущество является бесхозяйным ( л.д.20-21).
Оспариваемое решение органа государственной регистрации от /дата/ № было получено Администрацией городского поселения Высоковск /дата/, в связи с чем предусмотренный ст.219 ч.1 КАС РФ срок обращения с административным иском в суд не нарушен.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно пункту 2 Порядка принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 (далее - Порядок) на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет, в том числе, исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В силу пункта 7 Порядка к заявлению прилагаются:
а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно п.19 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается в случае, если:
- из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;
- в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;
- представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;
- ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;
- в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.
В указанных в настоящем пункте случаях принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается не более чем на один месяц.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается по заявлению органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а в случаях принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него - также и по заявлению собственника. В этих заявлениях должны быть указаны причины приостановления и срок, на который принятие на учет объекта недвижимого имущества следует приостановить. В данном случае срок приостановления принятия на учет объекта недвижимого имущества не может быть более 3 месяцев.
Согласно п.22 Порядка, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если:
собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность);
собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности;
по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин;
от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности;
в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.
А. городского поселения Высоковск на регистрацию представлены документы, подтверждающие то обстоятельство, что право собственности на квартиру, расположенную по адресу: /адрес/, зарегистрировано за ТОО «Файл» (ООО «Файл»).
При этом заявление собственника имущества об отказе от права собственности на квартиру, как это предусмотрено п.7 п.п. «б» Порядка, не представлено.
Причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества, изложенные в уведомлении от /дата/ № не были устранены.
При таких обстоятельствах, Управление Росреестра по Московской области на основании ст.22 Порядка приняло правомерное решение от /дата/ № об отказе в принятии на учет бесхозяйного имущества.
Таким образом, права и законные интересы Администрации городского поселения Высоковск оспариваемым решением органа государственной регистрации не нарушены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.175, ст.227 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска Администрации городского поселения Высоковск к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества от /дата/ № - квартиры, расположенной по адресу: /адрес/.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.