Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-302/2024 (2а-4049/2023;) ~ М-3093/2023 от 12.10.2023

Административное дело № 2а-302/2024

УИД-09RS0001-01-2023-005185-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2024 года                                                      г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики,

в составе: судьи Яичниковой А.В.,

при секретаре судебного заседания – Темирезове Э.Д.,

с участием: представителя административного истца Джанкезова Р.Х. – Джанкезова К.Р.,

представителя административного ответчика Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска – Эркеновой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Черкесского городского суда КЧР дело по административному исковому заявлениюДжанкезова Роберта ХопаевичакУправлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

установил:

Джанкезов Р.Х. обратился в Черкесский городской суд КЧР с административным иском к Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обоснование заявленных требований указал, что административный истец является собственником всех гаражей гаражного кооператива Троллейбусник, расположенного по адресу: Россия, город Черкесск, пересечение улиц Октябрьская - Троллейбусная, всего 16 гаражей.06.06.2023 года административный истец обратился в Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: РФ, КЧР, <адрес>, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.Письмом от 27.06.2023 №30-972/1 истцу было отказано в удовлетворении его заявления со ссылкой на п.6 ст. 11.9 ЗК РФ и на пп. 5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ.Считает данный отказ незаконным и подлежащим отмене. Право на приобретение земельных участков, предназначенных для размещения индивидуальных гаражей, имеют граждане, являющиеся собственниками индивидуальных гаражей, расположенных на земельном участке. В настоящее время истец является собственником всех гаражей гаражного кооператива «Троллейбусник», в связи, с чем гаражный кооператив прекратил свое существование как кооператив и юридическое лицо с 21.03.2017 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.Таким образом, административный истец является единственным, кто пользуется дорогами, ведущими к гаражам, и как собственник всех гаражей имеет право преимущественной покупки земельного участка между гаражами.Само по себе утверждение схемы расположения земельного участка позволило бы административному истцу начать благоустройство территории прилегающей к гаражам.Отказ ответчика в согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка фактически носит формальный характер, без учета фактических обстоятельств наличия у истца права пользования спорным участком и расположения на нем многочисленных построек, принадлежащих только истцу. Административный истец, как единственный собственник всех гаражей на истребимом земельном участке, имеет право на приобретение данного участка без проведения торгов.Не является правомерной и ссылка ответчика на п.6 ст.11.9 ЗК РФ.

Как видно из межевого плана, образование земельного участков не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.Оспариваемым письмом ответчика нарушается право истца на приобретение в собственность земельного участка между гаражами, для осуществления беспрепятственного доступа к объектам недвижимости. Просит суд: признать незаконным отказ Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: РФ, КЧР, <адрес>, и в утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории; обязать Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска утвердить схему расположения земельного участка по адресу: РФ, КЧР, г.Черкесск, улица Октябрьская на кадастровом плане территории, принять решение о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка истцу на праве собственности без проведения торгов.

Определением Черкесского городского суда КЧР от 15 декабря 2023 года мэрия муниципального образования города Черкесска привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Определением Черкесского городского суда КЧР от 20 февраля 2024 года Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель административного истца Джанкезова Р.Х. – Джанкезов К.Р.поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска – Эркенова М.С. просила в иске отказать.

В судебное заседаниеадминистративный истец Джанкезов Р.Х., представители заинтересованных лиц, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, посчитал возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.

Как установлено судом, является собственником всех гаражей гаражного кооператива Троллейбусник, расположенного по адресу: Россия, город Черкесск, пересечение улиц Октябрьская - Троллейбусная, в количестве 16 гаражей.

06.06.2023 года Джанкезов Р.Х. обратился в Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: РФ, КЧР, <адрес>, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 27.06.2023 №30-972/1 истцу было отказано в удовлетворении его заявления со ссылкой на п.6 ст. 11.9 ЗК РФ и на пп. 5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

Полагая свои права нарушенными, Джанкезов Р.Х. обратился в Черкесский городской суд КЧР с административным иском.

Согласно п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков, на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Пунктами 3 и 4 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Статьей 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с и. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования,пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

В пункте 1 ст. 39.20 ЗК РФ указано, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридическиелица, являющиеся собственниками зданий, сооружений,расположенных на таких земельных участках.

При этом из содержания данного пункта не следует, что право на приобретение земельных участков, предназначенных для размещения индивидуальных гаражей, имеют граждане, являющиеся собственниками индивидуальных гаражей, расположенных на земельном участке.

В настоящее время истец является собственником всех гаражей гаражного кооператива «Троллейбусник», в связи, с чем гаражный кооператив прекратил свое существование как кооператив и юридическое лицо с 21.03.2017 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Таким образом, административный истец является единственным, кто пользуется дорогами, ведущими к гаражам, и как собственник всех гаражей имеет право преимущественной покупки земельного участка между гаражами.

Само по себе утверждение схемы расположения земельного участка позволило бы административному истцу начать благоустройство территории прилегающей к гаражам.

Отказ ответчика в согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка фактически носит формальный характер, без учета фактических обстоятельств наличия у истца права пользования спорным участком и расположения на нем многочисленных построек, принадлежащих только истцу.

Таким образом, административный истец, как единственный собственник всех гаражей на истребимом земельном участке, имеет право на приобретение данного участка без проведения торгов.

Кроме того, согласно письма мэрии МО г. Черкесска о 04.05.2022 года № 1299 в соответствии с пп. а п. 4. Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 года № 575 «Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию», в целях подготовки документации по планировке территории и внесения изменений в такую документацию принятие решения о подготовке документации по планировке территории и решения о подготовке изменений в документацию по планировке территории не требуется.

Ссылка Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска на п.6 ст.11.9 ЗК РФ также не является правомерной.

Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25.03.2010 N 32 (ред. от 26.02.2015) утвержден генеральный план муниципального образования город Черкесск с Правилами землепользования и застройки г. Черкесска, которыми определены допустимые размеры земельных участков.

Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно межевому плану образование земельного участков не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Оспариваемым письмом ответчика нарушается право истца на приобретение в собственность земельного участка между гаражами, для осуществления беспрепятственного доступа к объектам недвижимости.

Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

В этой связи, суд полагает, что отказ административного ответчика является незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░, <░░░░░>, ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░, ░.░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-302/2024 (2а-4049/2023;) ~ М-3093/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Джанкезов Роберт Хопаевич
Ответчики
Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г.Черкесска
Другие
Джанкезов Кемал Робертович
Мэрия муниципального образования города Черкесска
Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Яичникова Антонина Владимировна
Дело на сайте суда
cherkessky--kchr.sudrf.ru
12.10.2023Регистрация административного искового заявления
12.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Подготовка дела (собеседование)
25.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Подготовка дела (собеседование)
24.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Подготовка дела (собеседование)
21.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее