УИД 35RS0010-01-2024-011985-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 01 октября 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Вершининой Т.А.,
при секретаре Степановой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клюкина А.А., Клюкина Е. А., Клюкина Л. А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», Департаменту строительства Вологодской области о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Клюкин А.А., Клюкин Е.А., Клюкин Л.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к бюджетному учреждению жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз» (далее – БУ ЖКХ «Вологдаоблжилкомхоз»), в обосновании исковых требований указав, что на основании ордера от 14.11.1991 г., выданного ДОК «Вологодский» ФИО2 отцу истцов и членам его семьи было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. В связи с необходимостью заключения договора на бесплатную передачу в собственность указанного жилого помещения истцы обратились к ответчику. В связи с отсутствием дополнительных документов, истцу было отказано в заключение договора на передачу занимаемого жилого помещения в собственность.
Ссылаясь на нарушение своих жилищных прав, указывая на то, что данное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, просят суд, признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес> за Клюкиным А.А., Клюкиным Е.А., Клюкиным Л.А., ФИО1
Определением суда от 08.08.2024 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в процессе в качестве соответчика привлечен Департамент строительства Вологодской области.
Истцы Клюкин А.А., Клюкин Е.А., Клюкин Л.А., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, действуют через представителя.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Маганова Е.Б. исковые требования поддержала в полном объёме, просила удовлетворить.
Представители ответчиков БУ ЖКХ «Вологдаоблжилкомхоз», Департамента строительства Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представлены письменные возражения, согласно которым в удовлетворении иска просили отказать.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Вологодской области, Администрация города Вологды не явились, о дне, времени
Суд, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, оценив собранные по нему доказательства, приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности Вологодской области, передано в оперативное управление БУЗ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», что подтверждается выпиской из ЕГРН № от 16.07.2024.
Решением комитета по управлению имуществом Администрации Вологодской области от 20.04.1994 № № и № подъезды жилого <адрес> в соответствии с решением Вологодского областного арбитражного суда от 21.02.1994 по делу № 01-14/15 на основании ходатайства противопожарной и аварийно-спасательной службы области (письмо от 02.03.94 №) передано на баланс противопожарной и аварийно-спасательной службы области.
Постановлением Главы Администрации города Вологды от 18.03.1996 года № жилым помещениям в доме, расположенном по адресу: <адрес>, присвоен статус «служебных».
Спорное жилое помещение предоставлено ФИО3 Администрацией г.Вологды на основании ордера № от 10.01.2000 г. на семью из 4 человек, включая Клюкина А.А., Клюкина Л.А., Клюкина Е.А., в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, в связи со службой в Государственной противопожарной службе МВД и МЧС России в период с 27.09.1993 по 11.11.2016 года.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 26.09.2002 ФИО3 исключена из списков на получение жилья ввиду обеспеченности на каждого члена семьи площадью жилого помещения не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, что подтверждается письмом Жилищного управления Администрации города Вологды от 04.10.2002 №.
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области от 03.09.2010 № жилое помещение по адресу: <адрес>, передано от ГУ-МЧС России по Вологодской области БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Указанное жилое помещение является собственностью Вологодской области, имеет статус служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда области.
Истцы обратилась в суд с иском к БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Вопросы приватизации служебных жилых помещений, находящихся в государственной собственности Вологодской области, регулирует Положение об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723 (далее Положение).
В соответствии с подпунктом 1.2.2. Положения Департамент строительства области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности области жилых помещений, за исключением полномочий по их отчуждению, принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области и дает согласие от имени собственника жилищного фонда области на приватизацию служебных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 16 приложения 3 к Положению решение о приватизации служебного жилого помещения принимается государственным учреждением, уполномоченным на управление, распоряжение, эксплуатацию, содержание и ремонт государственного жилищного фонда области, с согласия Департамента строительства области на основании документов, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, при следующей совокупности условий:
а) наличие ходатайства юридического лица, с которым гражданина связывают отношения, являющиеся в соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для предоставления служебного жилого помещения (далее - юридическое лицо);
б) стаж службы (работы) гражданина в юридическом лице составляет не менее десяти лет;
в) проживание гражданина в служебном жилом помещении не менее пяти лет;
г) гражданин должен стоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления по месту жительства;
д) гражданин ранее не реализовал право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Несоответствие условиям, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, является основанием для отказа в даче согласия на приватизацию служебного жилого помещения.
Основанием для отказа учреждением, уполномоченным на управление, распоряжение, эксплуатацию, содержание и ремонт государственного жилищного фонда области, в приватизации служебного жилого помещения является отсутствие согласия Департамента строительства области.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение является собственностью Вологодской области, отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда области и находится в оперативном управлении БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз».
Департамент строительства Вологодской области своего согласия на приватизацию служебного жилого помещения не дал, что и послужило основанием отказа истцам в заключении договора на передачу спорного жилого помещения в собственность.
Постановлением Главы Администрации города Вологды от 18.03.1996 года № 645 жилым помещениям в доме, расположенном по адресу: <адрес>, присвоен статус «служебных»; решений об исключении данных жилых помещений из категории служебного жилья не принималось; спорное жилое помещение изначально было предоставлено в качестве служебного жилья; собственник данного жилого помещения, от имени которого выступает Департамент строительства Вологодской области, согласия на приватизацию не давало.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, при которой спорное жилое помещение может быть приватизировано.
При этом суд учитывает, что постановление Главы Администрации города Вологды от 18.03.1996 года № «Об изменении статуса жилых помещений в домах по адресам: <адрес>» принято соответствующим должностным лицом, в рамках своих должностных полномочий, в судебном порядке в установленные законом сроки не оспаривалось, незаконным не признавалось.
На основании установленных фактических обстоятельств дела, в соответствии с приведёнными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.10.2024 ░.