Дело № 2-167/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кузнецова А.Н. единолично,
при секретаре Савиной Е.А.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Раковой М.Е.,
представителя ответчика – администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области – Антоновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 февраля 2015 года в р.п.Иловля Волгоградской области гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, с привлечением третьего лица комитета ветеринарии Волгоградской области, о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений санитарно-ветеринарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, выразившимся в непринятии мер по организации отлова безнадзорных собак на территории Иловлинского муниципального района, незаконным и понуждении администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать отлов безнадзорных собак на территории Иловлинского муниципального района.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Иловлинского района проведена проверка исполнения санитарно-ветеринарного законодательства на территории Иловлинского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что в силу п.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона Волгоградской области от 15 июля 2013 года № 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных», органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечения, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных возложены, в том числе, на администрацию Иловлинского муниципального района.
Постановлением правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 года № 776-п утвержден Порядок отлова, содержания и уничтожения безнадзорных животных на территории Волгоградской области.
По условиям которого, утверждается и публикуется ежегодный план отлова безнадзорных животных, а по обращениям (заявкам) физических и юридических лиц отлову подлежат безнадзорные животные, проявляющие агрессию к людям и животным, создающие опасность для дорожного движения, отлов которых производится немедленно, с момента поступления обращений (заявок) от граждан и организаций.
Вместе с тем, проведённой прокуратурой Иловлинского района в январе текущего года проверкой установлено, что на территории Иловлинского района не принимаются меры к отлову безнадзорных собак, в связи с чем, их численность увеличивается, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, а так же приводит к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Так, согласно информации ГБУ ВО «Иловлинская районная станция по борьбе с болезнями животных» на территории района зарегистрировано 150 безнадзорных животных (собак).
9 декабря 2014 года в администрацию района поступило заявление Шумиловой В.А. по вопросу отлова безнадзорных животных (собак) на территории рп. Иловля, так как они угрожают жизни и здоровью граждан, в том числе, несовершеннолетних.
Однако, администрация в ответ на данное заявление сообщила о невозможности принятия мер по причине отсутствия финансирования.
Так же, 31 декабря 2014 года в прокуратуру района поступило обращение Макарова П.Е., в котором указано, что 5 ноября 2014 года его несовершеннолетнюю дочь возле образовательного учреждения укусила собака.
Согласно письма администрации Иловлинского района, к ним поступают многочисленные обращения глав муниципальных образований района по вопросу необходимости отлова безнадзорных животных (собак), которые так же остаются без внимания со стороны администрации.
Таким образом, бездействие администрации Иловлинского района в данной сфере ведёт к созданию на территории района антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также права владельцев домашних животных об истребовании последних, в случае ошибочного отлова, что в свою очередь, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, вынужден с данным иском обратиться в суд.
В судебном заседании, прокурор заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ изменила, просил признать незаконным бездействие администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в 2014 году, выразившиеся в непринятии мер по организации отлова безнадзорных собак на территории Иловлинского муниципального района и понуждении администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, организовать отлов безнадзорных собак на территории Иловлинского муниципального района.
Представитель ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Антонова О.А. иск не признала и просила в иске отказать. Суду пояснила, что администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области не может выходить за рамки ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в перечне обязанностей возложенных ст.15 ФЗ от 6 октября 2003 года №131 на администрацию района - организация и проведение мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных - нет. Считает, что обязанность по организации и проведению мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных - это государственные полномочия и является расходным обязательством субъектов РФ. В целях реализации переданных государственных полномочий и с учетом суммы поступивших финансовых ресурсов от Комитета ветеринарии Волгоградской области, администрацией Иловлинского района был заключен муниципальный контракт на проведение мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных (собак) на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области. В соответствии с указанным контрактом был произведён отлов 35 собак на сумму 73050 рублей, то есть все целевые средства использованы по назначению и в полном объёме. Кроме того, администрация района неоднократно ставила в известность о недостаточности выделяемых средств на исполнение государственных полномочий в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных. Направлялись письма в адрес Комитета ветеринарии Волгоградской области с просьбой выделить дополнить финансовые средства в размере 75 тысяч рублей для осуществления переданных государственных полномочий.17 ноября 2014 года в адрес руководителей охотничьих хозяйств было направлено письмо с просьбой организовать уничтожение животных - разносчиков опасных заболеваний, независимо от сроков охоты. Поэтому считает, что в данной ситуации отсутствует факт неосуществления органами местного самоуправления мер, направленных на реализацию прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Администрация Иловлинского района выполняла и выполняет все возможные меры по исполнению возложенных законодательством Волгоградской области государственных полномочий в пределах финансирования. Между тем представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что план отлова безнадзорных животных на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области не разработан и не опубликован, на обращение граждан по угрозе беспризорных животных администрация немедленных мер не принимает, из-за отсутствия денежных средств. В настоящее время произведён отлов беспризорных животных.
Представитель третьего лица – Министерства ветеринарии Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, возражений не представили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 45 ГПК РФ регламентирует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
При этом в соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных следует отнести к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона Волгоградской области от 15 июля 2013 года № 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных», органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.
Согласно ст.2 указанного закона, государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления всех муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечения, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных возложены, в том числе, на администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Из материалов дела следует, что в январе 2014 года между комитетом ветеринарии Волгоградской области и администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области заключено Соглашение № 8 на предоставление субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных. Размер субвенций составляет 75000 руб. (л.д.9-12).
Согласно ст.4 Закона Волгоградской области от 15 июля 2013 года № 94-ОД, органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право, в том числе, на финансовое обеспечение государственных полномочий из областного бюджета; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных районов и городских округов Волгоградской области. Так же органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и иными правовыми актами Волгоградской области, регулирующими порядок осуществления государственных полномочий.
19 мая 2014 года администрацией Иловлинского муниципального района с ООО «Учреждение санитарно-эпидемиологической службы» заключен муниципальный контракт на проведение мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных (собак) на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Согласно п.2.1 по заявке Заказчика Исполнитель обязуется провести мероприятия по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных (собак) на территории Иловлинского района Волгоградской области.
22 октября 2014 года администрацией Иловлинского муниципального района в адрес комитета ветеринарии Волгоградской области было направлено письмо о том, что отлов бродячих животных в количестве 35 особей на сумму 73050 руб. был произведён, работа по контракту выполнена в полном объёме в первом полугодии текущего года. В связи с поступлением заявок от глав поселений Иловлинского муниципального района по поводу увеличения численности бродячих собак в осенний период, а так же участившиеся случаи нападения бродячих собак на детей, просят выделить дополнительные средства на отлов бродячих собак в сумме 75000 руб. (л.д.13).
В ноябре 2014 года от Шумиловой В.А. и декабре 2014 года от Макарова П.Е. поступили заявления по вопросу отлова беспризорных собак на территории р.п.Иловля, которые угрожают жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних (л.д.17,41-42).
По информации ГБУ ВО «Иловлинская районная станция по борьбе с болезнями животных» в 2014 году в Иловлинском районе участились случаи возникновения бешенством домашних и диких животных, было зафиксировано пять неблагополучных пунктов по бешенству (л.д.36-37).
Постановлением правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 года № 776-п «Об утверждении порядка отлова, содержания и уничтожения безнадзорных животных на территории Волгоградской области» утвержден Порядок отлова, содержания и уничтожения безнадзорных животных.
Согласно п.п.2.1-2.4 Порядка, отлов безнадзорных животных организуется уполномоченным органом или, в случаях размещения заказа на оказание услуг по отлову безнадзорных животных, юридическими лицами, физическими лицами. Мероприятия по отлову безнадзорных животных проводят работники уполномоченного органа либо юридических лиц (физических лиц), физические лица, оказывающие услуги по отлову безнадзорных животных, в соответствии с планом, формируемым уполномоченным органом, а также на основании обращений (заявок) физических и юридических лиц. План отлова безнадзорных животных ежегодно утверждается и публикуется в порядке, установленном органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области. По обращениям (заявкам) физических и юридических лиц отлову подлежат безнадзорные животные, проявляющие агрессию к людям и животным, создающие опасность для дорожного движения, находящиеся на территории образовательных организаций, организаций здравоохранения. Отлов безнадзорных животных производится немедленно с момента поступления в уполномоченный орган обращений (заявок) от граждан и организаций.
Исходя из данных правовых норм, на ответчике лежит обязанность организовать отлов безнадзорных собак на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области, а в случае обращении (заявок) от граждан и организаций – немедленно, с момента поступления такого обращения (заявки).
В судебном заседании установлено, что план отлова безнадзорных животных, который ежегодно утверждается и публикуется в порядке, установленном органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области в администрации Иловлинского муниципального района отсутствует. А при обращении граждан на угрозу их жизни и здоровья безнадзорными животными ответчик мер по их немедленному отлову не принял, ограничился письменным ответом, в котором сообщил, что денежных средств на отлов собак нет. (л.д. 17-19, 41-42).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о бездействии ответчика и понуждении его организовать отлов безнадзорных собак на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Учитывая изложенное, суд находит доводы представителя ответчика, изложенные как в возражениях, так и в судебном заседании юридически не состоятельными.
По мнению суда, срок, который просит прокурор для выполнения указанных действий – в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, является обоснованным и достаточным.
При таких обстоятельствах, изменённые требования прокурора о бездействии администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в 2014 году, выразившееся в непринятии мер по организации отлова безнадзорных собак на территории Иловлинского муниципального района и понуждении администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать отлов безнадзорных собак на территории Иловлинского муниципального района, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2014 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░