УИД 72RS0010-01-2023-000817-86
Дело № 2а-927/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Ишим Тюменской области 07 июня 2023 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе судьи Турсуковой Т.С., рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области к Ильину С.В. о взыскании недоимки,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском к Ильину С.В. о взыскании недоимки в размере 1841,75 рубля, в том числе: пени по страховым взносам на ОПС – 132,10 руб., 175,31 руб., 62,20 руб., 104,45 руб.; пени по страховым взносам на ОМС – 24,15 руб., 34,39 руб., 12,20 руб., 21,08 руб., пени по страховым взносам на ОПС – 175,31 руб., 175,31 руб., 172,38 руб., 70,20 руб., пени по страховым взносам на ОМС – 34,39 руб., 34,39 руб., 33,81 руб., 13,77 руб., пени по страховым взносам на ОПС – 111,15 руб., 175,50 руб., 184,28 руб., пени по страховым взносам на ОМС – 21,80 руб., 34,43 руб., 36,15 руб., кроме того просят восстановить срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа. Требования мотивированы тем, что Ильин С.В. является налогоплательщиком в соответствии со ст. 19 НК РФ. С 27.02.2014 по 08.05.2019 он состоял на налоговом учете Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя. Выявив задолженность по налогам на основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № от 17.07.2018 со сроком уплаты до 15.08.2018. В установленный законодательством срок обязательные платежи Ильин С.В. не уплатил, в порядке ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки начислены пени по требованию № от 17.07.2018: по страховым взносам на ОПС - 169.65 руб., 175.31 руб., 62.20 руб., 107.45 руб.; по страховым взносам на ОМС- 33.28 руб., 34.39 руб.,12.20 руб.,21.08 руб.. Выявив задолженность по налогам на основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № от 12.10.2018 со сроком уплаты до 06.11.2018. В счет погашения задолженности поступили денежные средства, в связи с чем, задолженность пени по ОПС вместо 169.65 руб. составила 132.10 руб., вместо 33.28 руб. - 24.15 руб. В установленный законодательством срок обязательные платежи Ильин С.В. не уплатил, в порядке ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки начислены пени по требованию № от 12.10.2018: по страховым взносам на ОПС - 175.31 руб., 175.31 руб., 172.38 руб., 70.20 руб.; по страховым взносам на ОМС- 34.39 руб.,34.39 руб., 33.81 руб.,13.77 руб.. Выявив задолженность по налогам на основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № от 21,01.2019 со сроком уплаты до 12.02.2019. В установленный законодательством срок обязательные платежи Ильин С.В. не уплатил, в порядке ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки начислены пени по требованию № от 21.01.2019: по страховым взносам на ОПС - 111.15 руб., 175.50 руб., 184.28 руб.; по страховым взносам на ОМС- 21.80 руб., 34.43 руб., 36.15 руб.. Налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности не позднее 12.08.2019 (12.02.2019 +6 месяцев). В связи с отсутствием добровольной уплаты 02.09.2022 Межрайонная ИФНС России № 12 по Тюменской области обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Ишимского судебного района Тюменской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении должника. Налоговым органом пропущен срок своевременной подачи административного искового заявления для взыскания неуплаченных сумм недоимки и пени по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме. 28.09.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ № о взыскании с Ильина С.В. задолженности, который определением от 10.10.2022 отменен.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Ильин С.В. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, представил письменные возражения, согласно которым просит признать причины пропуска срока для обращения в суд неуважительными, в восстановлении срока отказать, в удовлетворении административного иска отказать. В обосновании доводов указывает, что срок уплаты страховых взносов был определен административным истцом до 12.02.2019 года. Налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности не позднее 12.08.2019. Указывает, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления. Ссылку административного истца, на уважительность причины пропуска срока обращения в суд в связи с недостаточностью ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме полагает несостоятельной. Требования № от 17.07.2018 г., № от 12.10.2018 г., № от 21.01.2019 г., и факт отмены судебного приказа № от 28.09.2022 не влияют на пресекательный срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ (шесть месяцев) /л.д.43/.
На основании ч.7 ст.150, ч.2 ст.140, ст.292 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства, без ведения протокола и аудиопротоколирования, в связи с тем, что явка сторон не признана обязательной, стороны не явились в судебное заседание.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии п.п.1 п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату направления требований ответчику) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (в последующей редакции Федерального закона №374-ФЗ – 10000 рублей), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (в последующей редакции Федерального закона №374-ФЗ – 10000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (в последующей редакции Федерального закона №374-ФЗ – 10000 рублей).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (в последующей редакции Федерального закона №374-ФЗ – 10000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей, данные сроки ограничены законом.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствие с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из административного иска следует, что Ильин С.В. являлся индивидуальным предпринимателем с 27.02.2014 по 08.05.2019.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области в адрес Ильина С.В. направлены требования:
№ от 17.07.2018 со сроком исполнения до 15.08.2018, в том числе в части уплаты сумм пени на страховые взносы на ОПС 1475,02 рубля, 909,1 рубля, а также пени на страховые взносы на ОМС в сумме 289,32 рубля и 178,33 рубля /л.д. 6-7,8/.
№ от 12.10.2018 со сроком исполнения до 06.11.2018, в том числе в части уплаты сумм пени на страховые взносы на ОПС 733,56 рубля, 593,20 рубля, а также пени на страховые взносы на ОМС в сумме 188,78 рубля и 116,36 рубля /л.д. 9-10, 11/.
№ от 21.01.2019 со сроком исполнения до 12.02.2019, в том числе в части уплаты сумм пени на страховые взносы на ОПС 494,55 рубля, 680,16 рубля, а также пени на страховые взносы на ОМС в сумме 190,29 рубля и 135,38 рубля /л.д. 12-13, 14/.
Однако в установленный срок требования в полном объеме не исполнены.
В связи с этим 22.09.2022 года Межрайонная ИФНС России № 12 по Тюменской области обращалась к мировому судье с заявлением о взыскании с Ильина С.В. задолженности по уплате налогов в сумме 29 723,88 рубля.
Судебный приказ № мировым судьей судебного участка № 3 Ишимского судебного района г.Ишима Тюменской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Ишимского судебного района г. Ишима Тюменской области был вынесен 28.09.2022 года, однако в связи с поступившими возражениями должника определением мирового судьи судебного участка № 3 Ишимского судебного района г. Ишима Тюменской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Ишимского судебного района г. Ишима Тюменской области от 10 октября 2022 года судебный приказ был отменен /л.д. 15/.
Как указывает налоговый орган обязанность по уплате пени по требованиям исполнена не была. Сумма задолженности по наиболее раннему требованию от 17.07.2018 № на момент его направления превышала 3000 рублей. Сведения о том, когда и в каких размерах была частично погашена задолженность, учитывая, что по данному требованию она взыскивается в размере меньшем чем указано в требовании, налоговым органом не представлено и в иске не указано. Аналогично по требованиям от 12.10.2018 № и от 21.01.2019 № задолженность взыскивается в меньшем размере, чем указано в требовании.
Судом запрашивались в налоговом органе доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, а также доказательства того, что возможность взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС, на которые начислены взыскиваемые пени, не утрачена (копии решений о взыскании задолженности в судебном или внесудебном порядке, сведения о наличии исполнительных производств).
Однако налоговым органом сообщено о том, что поскольку пени начисляются программным комплексом в автоматическом режиме на общую сумму задолженности, установить точный период из исчисления и сумму, на которую они были начислены не представляется возможным /л.д.37-38/.
Учитывая изложенное, отсутствие сведений о датах частичного погашения задолженностей по каждому требованию (до или после истечения установленного в требовании срока оплаты), а также то, что размер взыскиваемой в судебном порядке задолженности по каждому из требований не превысил ни 3000, ни 10000 рублей налоговый орган должен был обратиться за взысканием задолженности в случае, если она по всем требованиям не превышала указанных сумм на момент истечения срока исполнения требований, - не позднее 6 месяцев по истечении 3 лет по окончании срока исполнения наиболее раннего требования, то есть до 15.02.2022 (15.08.2018 +3 года +6 месяцев); если по истечении срока исполнения требования № от 21.01.2019, по которому общий размер задолженности по страховым вносам и пени превышал и 3000 рублей, и 10000 рублей, задолженность не была погашена, то налоговый орган должен был обратиться в суд по всем требованиям с заявлением не позднее 12.08.2019 (12.02.2019+6 месяцев).
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика пени Межрайонная ИФНС России №12 по Тюменской области обратилась 22 сентября 2022 года, пропустив оба указанных указанный срока.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В качестве обоснования причин пропуска срока на подачу искового заявление налоговым органом указано о недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме.
Разрешая вопрос о возможности восстановления срока, суд учитывает, что доводы ходатайства административного истца, указанные причины для восстановления срока обращения в суд не могут быть признаны уважительными. Иные причины объективно препятствовавшие Инспекции предъявить иск в суд в установленные сроки не указаны.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока на обращение в суд с рассматриваемым иском.
Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
Кроме того суд отмечает, что налоговым органом не представлено доказательств наличия задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС, на которые начислены пени, их размерах, не представлен подробный проверяемый расчет пени, при этом обязанность доказать обстоятельства, послужившие основанием для взыскания указанных платежей, возлагается на административного истца.
Учитывая изложенное, в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 114, ч.7 ст. 150, 175-180, 286-290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1841 ░░░░░ 75 ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>