Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-36/2024 (2а-558/2023;) ~ М-494/2023 от 15.11.2023

УИД: 29RS0№-78

Дело №2а-36/2024

Мотивированное решение составлено 29.01.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2024 г.                                                                                        пос. Коноша

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Зайцевой М.В.,

при секретаре Ширяевской В.А.,

с участием административного истца - Мазуркевича И.В.,

представителя административных ответчиков ФКУ ИК-28 ФИО2 по <адрес>, ФСИН России, ФИО2 по <адрес> ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мазуркевича И.В. к ФКУ ИК-28 ФИО2 по <адрес>, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по <адрес>, ФСИН ФИО2 о нарушении условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

УСТАНОВИЛ:

Мазуркевич И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-28 ФИО2 по <адрес> о нарушении условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.

В обоснование административных исковых требований истец указал, что он отбывал наказание в ИК-28, прибыл в данное исправительное учреждение в феврале 2014 года и освободился по окончанию срока ДД.ММ.ГГГГ. Условия содержания были ненадлежащими, поскольку в общежитии отсутствовал туалет, он находился на улице в 30 метрах от здания и представлял из себя помещение деревянного типа с отсутствием унитазов и раковин, а также канализации и санитарных приборов. Также в общежитии отсутствовало горячее водоснабжение, не было душевых кабин и ванны, поэтому он не мог соблюдать личную гигиену. Считает, что ненадлежащими условиями содержания были нарушены его права, ему причинены нравственные страдания. Просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 300000 рублей.

В ходе рассмотрения дела протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная Служба исполнения наказаний ФИО2 и Управление Федеральной службы исполнения наказаний ФИО2 по <адрес>.

Административный истец Мазуркевич И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что в период отбывания наказания в ИК-28 он находился в отрядах № и №. Туалеты находились на улицах в деревянных постройках, в зимний период в них было холодно. Это нарушало его права на надлежащие условия содержания. Горячего водоснабжения и вадонагревателей в общежитиях не было. Горячей водой обеспечивались только в банный день один раз в неделю. Электрический чайник на тот момент был запрещен, а кипятильником пользоваться неудобно. Умываться приходилось холодной водой. Он обращался к администрации только с устными жалобами. Не обратился в установленный срок в суд, так как не знал законы.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-28 ФИО2 по <адрес>, ФСИН ФИО2, ФИО2 по <адрес> ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в иске в полном объеме, пояснила, что в колонии обустроены туалеты надворного типа, однако этим не были нарушены права административного истца, так как в сельской местности допускается обустройство таких туалетов. Наличие экранов приватности в туалетах подтверждается фотографиями. <адрес> находится в <адрес>, статус у него сельское поселение. Во всем сельском поселении «<адрес>» отсутствует канализационная система. Учреждением ежегодно заключаются государственные контракты на вывоз жидко-бытовых отходов. Горячее водоснабжение в общежитиях обеспечивается альтернативным способом, а именно: установлены водонагреватели, кроме того в каждом отряде имеются чайники и кипятильники, пользоваться которыми осужденным разрешено. Согласно утвержденному распорядку дня баня осужденным предоставляется два раза в неделю с помывкой и со сменой нательного и постельного белья. В период отбывания наказания истец с письменными жалобами на условия содержания в адрес учреждения и в другие надзорные органы не обращался. Срок хранения государственных контрактов составляет 5 лет, по линии бухгалтерии документы также хранятся 5 лет. Возможность предоставления госконтрактов и бухгалтерских документов за 2014, 2015 годы у истца отсутствует, так как сроки их хранения истекли. Предоставлены акты об уничтожении документов за 2014, 2015 годы.

Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии с ч.2 ст.1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации), право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2), а о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (абзац второй пункта 14). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (абзац третий пункта 14).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 ст.62 КАС РФ определено, что обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В судебном заседании установлено, что Мазуркевич И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, осужден: ДД.ММ.ГГГГ Северодвинским городским судом <адрес> по ч.2 ст. 228. п. «в, г» ч.4 ст. 228-1, ч.3 ст.69 УК РФ к 5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года; Северодвинским городским судом по ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 161, ч.2 ст. 69 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года, на основании ч.4 ст.74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору Северодвинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со ст. 70 УК РФ частично присоединено не отбытое наказание по приговору от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно - к 6 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Приговор вступил в законную силу - ДД.ММ.ГГГГ. Начало срока: ДД.ММ.ГГГГ Конец срока: ДД.ММ.ГГГГ

Прибыл в ФКУ ИК-28 ФИО2 по <адрес> 04.02.2014 из ФКУ СИЗО-4 ФИО2 по <адрес> на основании наряда ФИО2 по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытии срока наказания.

По прибытию в ФКУ ИК-28 ФИО2 по <адрес> Мазуркевич И.В. после карантинного отделения содержался:

- с 17.02.2014 - отряд №, находящийся по адресу <адрес>.

- с 02.06.2014 - отряд № находящийся по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Указанное подтверждается копией приговора Северодвинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией, предоставленной ФКУ ИК-28 и не оспаривается административным истцом.

В части доводов административного истца о нарушении его прав отсутствием в общежитии отапливаемого туалета, суд отмечает следующее.

Согласно справок ИК-28, в здании общежития №, расположенного по адресу <адрес>: расположен 1 отряд; здание одноэтажное, в здании общежития №, находящемся по адресу <адрес>, расположено два отряда № и №, здание двухэтажное.

Представителем ИК-28 в отзыве на административный иск указано, что помещение санитарного узла (туалет надворного типа) в ИК-28 расположено в отдельно стоящем деревянном здании в локальном участке отрядов. Туалет обеспечен приватностью - отгорожены индивидуальные кабинки, оснащен искусственным освещением и форточкой для вентиляции. Надворные туалеты установлены над выгребными ямами. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется на основании заключенных государственных контрактов ООО «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».

Из представленных административными ответчиками копий государственных контрактов, технических заданий, актов следует, что учреждением были заключены в 2016, 2017, 2018, 2019 годах и исполнены государственные контракты на оказание услуг по вывозу, передаче (приему) и размещению жидких бытовых отходов (стоков), при отсутствии центральной системы канализации, из выгребных ям от здания учреждения.

Ранее заключенные государственные контракты в 2014, 2015 годах списаны по истечению срока хранения, что подтверждается актами на уничтожение.

Проанализировав представленные доказательства суд приходит к выводу, что сам по себе факт размещения туалета в неотапливаемом помещении, отсутствие в нем централизованной системы подачи воды, размещение под ним выгребной ямы, не свидетельствуют о нарушении исправительным учреждением условий содержания административного истца. Запрет обустройства здания туалета подобным образом нормативными правовыми актами не установлен.

В соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, в частности, приведенной в решении от 16 сентября 2004 года "О приемлемости жалобы N 30138/02 Н. против Российской Федерации" относительно санитарных условий, отмечено, что отсутствие централизованной подачи питьевой воды и системы канализации на самом деле заслуживает порицания, равно как и размещение туалета в отдельном неотапливаемом и неосвещенном строении, построенном над выгребной ямой. Тем не менее, необходимо отметить, что указанные условия ничем не отличаются от условий жизни в сельской местности России, где жители берут воду из колодцев и пользуются отдельно стоящим туалетом с выгребной ямой. Европейский Суд по правам человека полагает, что данная ситуация не является настолько неудовлетворительной, чтобы приравниваться к нарушению положений Статьи 3 Конвенции.

Исходя из состояния отдельно стоящих зданий туалетов, учитывая приведенную позицию Европейского суда по правам человека, обустройство неотапливаемых туалетов и их санитарное состояние не свидетельствуют о нарушении условий содержания истца.

С учетом вышеизложенного доводы истца о ненадлежащих условиях содержания, выразившихся в расположении туалетов на улице, отсутствии отопления таковых, следует признать необоснованными.

В части доводов административного истца о том, что в общежитии отсутствовало горячее водоснабжение, не было душевых кабин и ванны, поэтому он не мог соблюдать личную гигиену, суд отмечает следующее.

Представителем ИК-28 в отзыве на административный иск указано, что во всех отрядах в исправительном учреждении установлены водонагреватели, имеются кипятильники, электрические чайники. Осужденные не лишены права на письменное обращение к администрации об обеспечении альтернативным способом горячей воды. Холодное водоснабжение (далее ХВС) учреждение осуществляется централизованно от собственной скважины. Имеется водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>, строение <адрес> с кадастровым номером №. В Учреждении ежегодно заключаются государственные контракты на оказание услуг по химическим и органолептическим исследованиям проб воды питьевой объектов учреждения в рамках производственного контроля и на оказание услуг по санитарно - бактериологическим исследованиям воды питьевой, пищевых продуктов, смывов на качество санитарной обработки объектов учреждения в рамках производственного контроля. На балансе ФКУ ИК-28 ФИО2 по <адрес> числится: баня - санпропускник, площадью № кв.м., место нахождения объекта: <адрес>, <адрес>», <адрес>. Согласно п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 помывка осужденных осуществлялась не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Из справки ИК-28 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в здании общежития расположенного по адресу: <адрес> установлен водонагреватель EDISSON ER 50V в отряде №, водонагреватель EDISSON ER 50V установлен в отряде №. Данные факты подтверждаются актами ввода оборудования в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту № ввода оборудования в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (общежитие №) по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ введен в эксплуатацию водонагреватель ТЕРМЕКС.

Согласно справке ИК-28 по линии энергетических служб об условиях содержания осужденных, теплоснабжение учреждения осуществляется централизованно от собственной котельной, работающей на твердом топливе (дрова). В жилых, технических и производственных помещениях температурный режим соблюдается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Холодным водоснабжением (далее-ХВС) учреждение осуществляется централизовано от собственной скважины. Система водопровода ХВС содержится в исправном состоянии, перебоев в ХВС не допускается. Показатели питьевой воды поддерживаются в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». (ранее - СанПиНом 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»). Централизованное горячее водоснабжение в отрядах для проживания осужденных в учреждении отсутствует. Для обеспечения горячим водоснабжением осужденных используются электрические накопительные водонагреватели заводского исполнения, установленные непосредственно в комнате для умывания, горячая вода от водонагревателей подведена ко всем смесителям, установленным в комнате для умывания.

Факт наличия водонапорной башни на территории колонии подтверждается техническим паспортом водонапорной башни от 21.12.2010.

Показатели питьевой воды подтверждаются в соответствии с СанПиНом 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» представленными административным ответчиком государственными контрактами за 2016, 2017, 2018 и 2019 годов, техническими заданиями, протоколами лабораторных испытаний.

Наличие на территории ИК-28 банно-прачечного комплекса подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ и представленными фотографиями, приложением № к приказу от 29.06.2017 № 238 «Об утверждении распорядка дня для осужденных ИК-28 ФКУ ОИФИО2-4 ФИО2 по <адрес>».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что сам факт отсутствия горячего водоснабжения в общежитии не свидетельствует о нарушении условий содержания в исправительном учреждении, так как отсутствие горячего водоснабжения было компенсировано администрацией учреждения, а именно на территории исправительного учреждения в бесперебойном режиме функционировал банно-прачечный комплекс, обеспечивающий стирку белья осужденных и их помывку; осужденным в качестве компенсационных мероприятий предоставлялись в камеры горячая вода для питья и гигиенических целей, разрешалось использование кипятильников, установлены водонагреватели. Таким образом, администрацией учреждения принимались меры для создания необходимых условий содержания осужденных, соразмерно восполняющие существующее техническое состояние (оснащение) зданий исправительного учреждения и улучшающие материально-бытовые условия лишенных свобод лиц.

Из материалов дела не усматривается, что в период отбывания наказания Мазуркевич И.В. обращался в надзорные, контролирующие, вышестоящие органы с соответствующими жалобами, заявлениями, связанными с отсутствием благоустроенных туалетов и горячего водоснабжения в общежитии, а также в связи с иными нарушениями его прав при отбывании наказания в ФКУ ИК-28 ФИО2 по <адрес>.

Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Мазуркевича И.В. в связи с отсутствием горячей воды в камере содержания и благоустроенных туалетов, нарушении административными ответчиками его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное ст.21 Конституции Российской Федерации, по делу не установлено.

Доказательств претерпевания административным истцом физических и нравственных страданий по причине нахождения в общежитии, в котором отсутствовало горячее водоснабжение и благоустроенные туалеты, материалы дела не содержат.

Сам факт наличие альтернативного горячего водоснабжения и бани, а также туалетов с выгребными ямами не является безусловным основанием для вывода о причинении Мазуркевичу И.В. страданий в более высокой степени, чем тот уровень лишений, который неизбежен при принудительном лишении свободы, и не может свидетельствовать о бесчеловечном обращении.           Из материалов дела следует, что к Мазуркевичу И.В. применялись лишь те ограничения и лишения, которые являются неизбежными при отбывании наказания в виде лишения свободы.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела на основании представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Определением о принятии административного искового заявления к производству административному истцу предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины. В ходе рассмотрения дела установлено, что на лицевом счете Мазуркевича И.В. денежных средств не числится, доходов в виде заработной платы он не получал (справка ведущего бухгалтера ФКУ СИЗО-3 от ДД.ММ.ГГГГ). При таких обстоятельствах суд считает возможным освободить Мазуркевича И.В. от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-28 ░░░2 ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

          ░░░░░                                                                                          ░.░. ░░░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-36/2024 (2а-558/2023;) ~ М-494/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мазуркевич Илья Вячеславович
Ответчики
ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области
УФСИН России по Архангельской области
Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН России)
Суд
Коношский районный суд Архангельской области
Судья
Зайцева Марина Владимировна
Дело на сайте суда
konoshasud--arh.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация административного искового заявления
15.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.12.2023Предварительное судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее