дело № 2а – 6003 / 2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2023 г. город Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Киселевой Р.Ф.,
при секретаре судебного заседания Васильевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Стерлитамака Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к А.у А. А.ичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
и.о. прокурора г. Стерлитамак РБ Чиликин В.А. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском к административному ответчику А.у А.А., в котором просит прекратить действие права на управление транспортными средствами по водительскому удостоверению серии и №, выданного ДД.ММ.ГГГГ А.у А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.; обязать А.а А.А. сдать в отдел ГИБДД УМВД России по <адрес> водительское удостоверение серии и №, выданное ДД.ММ.ГГГГ
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Стерлитамак проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлены нарушения закона. А. А.А. имеет водительское удостоверение серии и №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, категорий B,В1 (AS). При этом А. А.А. имеет медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, установленные Постановлением правительства РФ № 1604 от 29.12.2014 года «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Согласно сведениям ГБУЗ РБ Республиканский клинический наркологический диспансер Александрову А.А. установлен диагноз «<данные изъяты> Данный диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Конарева О.Н. административное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить.
Административный ответчик Александров А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, судебное извещение возвращено по истечению срока хранения.
Представители заинтересованных лиц Управления МВД России по г.Стерлитамаку, ОГИБДД УМВД России по г.Стерлитамаку, ГБУЗ РКНД в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено положениями ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
Одним из способов защиты гражданских прав в силу положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Из положений ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что управление транспортным средством отнесено к деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами этого Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (части 1 и 2).
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Основания прекращения действия права на управление транспортными средствами определены статьей 28 Закона №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", абзац третий пункта 1 которой относит к таким основаниям выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии со статьями 23 и 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к водительской деятельности. Медицинским противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, так к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями) Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" определены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Таким образом, при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии, а также наличие заключения врачебной комиссии о наркологического диспансера о прекращении диспансерного наблюдения.
Судом установлено, что административный ответчик Александров А.А. имеет водительское удостоверение серии и №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, категорий B,В1 (AS), срок действия до ДД.ММ.ГГГГ
При этом А. А.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в ГБУЗ РБ Республиканский клинический наркологический диспансер с диагнозом <данные изъяты>
По сведениям, предоставленным ГБУЗ РБ Республиканский клинический наркологический диспансер, Александров А.А. поступил специальной бригадой СМП в отделение неотложной наркологической помощи № 8 15 сентября 2022 г. с жалобами, выставлен диагноз, поставлен на диспансерное наблюдение; проходил лечение в стационарных условиях с 15 сентября 2022 г. по 5 октября 2022 г.
Таким образом, совокупность содержащихся в деле доказательств, оцененных судом применительно к положениям ст.ст. 62, 84 КАС РФ, показывает, что Александров А.А. страдает заболеванием, которое является противопоказанием к управлению транспортными средствами, находится на диспансерном наблюдении и создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
Доказательств снятия Александрова А.А. с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), как предусмотрено действующим законодательством, материалы дела не содержат. Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета также свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Исходя из анализа ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 5, п. 1 и 4 ст. 23.1, ст. 24, ст. 25, абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 раздела 1 перечня медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604, суд приходит к выводу о том, что возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
На основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном ст. 39 КАС РФ, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и положения закона, судом установлено, что при наличии данных о нахождении Александрова А.А. на диспансерном наблюдении с вышеназванным диагнозом, входящим в Перечень медицинских противопоказаний, медицинский показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604, имеются основания для прекращения действия права административного ответчика на управление транспортными средствами, поскольку управление транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, и с учетом данного обстоятельства приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В силу положений части 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
С учетом вышеизложенного данное решение является основанием для внесения сведений в отдел ГИБДД УМВД России по г. Стерлитамаку о прекращении действия водительского удостоверения серия и №, выданного ДД.ММ.ГГГГ А.у А.А.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░.░ ░. ░.░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.░ ░. ░.░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░.░ ░. ░.░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.░ ░. ░.░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░