Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-603/2022 ~ М-339/2022 от 23.03.2022

Дело № 2а-603/2020

44RS0028-01-2022-000579-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.,

при секретаре Темниковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к Врио судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Молодову А.В., УФССП России по Костромской области, об уменьшении исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Врио судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Молодову А.В., в котором просили признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установления нового срока исполнения врио судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВПП УФССП России по Костромской области Молодова А.В. от 06.08.2022 года, вынесенного в рамках исполнительного производства № в отношении должника администрации Шунгенского сельского поселение Костромского муниципального района Костромской области.

В обоснование требований указали, что 06.08.2020 вр.и.о. судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Молодов А.В. рассмотрев материалы исполнительного производства №-ИП от ДДММГГГГ, возбужденного ФИО3 на основании исполнительного документа - исполнительного листа № 2а-162/2019 от 17.06.2020 выданного Костромским районным судом Костромской области по делу № 2а-162/2019 от 17.06.2020 вынес постановление о взыскании с должника администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Указанное постановление было получено должником 14 марта 2022 года. Фабула постановления содержит требования об исполнении исполнительного листа в полном объеме. При этом 12.01.2022 Костромским районным судом Костромской области рассматриваемое исполнительное производство было прекращено в части требований о возложении на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанности - ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов на земельных участках расположенных (адрес) Таким образом, своим постановлением судебный пристав-исполнитель нарушает имущественные права должника, так как законные основания для взыскания исполнительного сбора отсутствуют. Налагаемые на орган местного самоуправления штрафные санкция подлежат возмещению за счет средств местного бюджета, который предназначен для решения вопросов обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Костромской области, в качестве заинтересованного лица Костромской межрайонный природоохранный прокурор.

В процессе рассмотрения дела представитель административного истца администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области уточнил заявленные требования, не поддержав первоначальные требования, просили уменьшить размер исполнительского сбора.

    Представитель административного истца администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образном, причины неявки неизвестны. Ранее представитель административного истца Фесенко И.Г., действующая на основании доверенности исковые требования подержала, просила их удовлетворить.

    Административный ответчик Врио судебного пристава - исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области, Молодов А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель административного ответчика УФССП России по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель заинтересованного лица Костромского межрайонного природоохранного прокурора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором указал, что прося уменьшить размер исполнительского сбора заявитель сослался на невозможность исполнения требований в добровольном порядке без объяснения причин. Вместе с тем, решение Костромского районного суда от 24.01.2019 года № 2а-162 вступило в законную силу 26.02.2019 г. С данного времени у заявителя возникла обязанность по его исполнению. Однако, заявитель, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения решения суда должных мер не принял, о наличии уважительных причин для такого неисполнения судебному приставу-исполнителю не сообщил, в связи с чем, были приняты меры для принудительного исполнения решения суда. Причины неисполнения исполнительного документа, на которые ссылается заявитель, не являются обстоятельствами, на основании которых может быть снижена сумма исполнительского сбора. Сведения о невозможности исполнения решения суда вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя, последний не представил В связи с этим, считаю необходимым в удовлетворении заявления об уточнении требований к административному исковому заявлению об уменьшении исполнительского сбора отказать.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2а-162/2019, материал № 13а-5/2022, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующим выводам.

Решением Костромского районного суда Костромской области от 24.01.2019 административный иск Костромского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов, организовать места временного складирования твердых коммунальных отходов в д. Аганино Шунгенского сельского поселения Костромского района Костромской области, ликвидировать свалки на территориях кладбищ, организовать на территории кладбищ урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников удовлетворен. Решением суда постановлено: возложить на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных в (адрес). Возложить на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области организовать на территории (адрес) места временного складирования твердых бытовых отходов в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88. Возложить на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность ликвидировать свалки отходов на территориях кладбищ в (адрес) и в районе (адрес). Возложить на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность организовать на территории кладбищ в (адрес) и в районе (адрес) урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников.

06.07.2020 на основании указанного решения возбуждено исполнительное производство №-ИП.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащийся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

    Постановлением врио. судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВПП УФССП России по Костромской области Молодова А.В. от 06.08.2022 года в рамках исполнительного производства № 46964/20/44001-ИП с должника администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

В постановлении указано, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

В ходе исполнительного производства было установлено, что требования исполнительного документа о ликвидации свалки твердых коммунальных отходов в д. (адрес) Шунгенского сельского поселения Костромского района исполнены, что подтверждается фотоматериалами, актом судебного пристава–исполнителя, представленными стороной заявителя договорами на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и не оспаривалось в ходе рассмотрения настоящего заявления участниками процесса.

27 сентября 2021 года Администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее – администрация) обратилась в суд с заявлением о прекращении в части исполнительного производства по административному делу по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов, организовать места временного складирования твердых коммунальных отходов в (адрес) Шунгенского сельского поселения Костромского района Костромской области, ликвидировать свалки на территориях кладбищ, организовать на территории кладбищ урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников.

Определением Костромского районного суда от 12 января 2022 года прекращено исполнительное производство №-ИП от 06.07.2020, возбужденное на основании решения Костромского районного суда Костромской области по делу № 2а-162/019, в части требований о возложении на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных в (адрес)

Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в части 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника – гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника – организации - 50000 рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд полагает, что установленная по обстоятельствам дела степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, а также причины этого, свидетельствуют о возможности уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производства., то есть до 37 500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 06 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 06.07.2020 ░. ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░ 37 500 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-603/2022 ~ М-339/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Шунгенского селського поселения
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Молодов Александр Владимирович
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Иванова С. Ю.
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
23.03.2022Регистрация административного искового заявления
23.03.2022Передача материалов судье
24.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.06.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Дело оформлено
19.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее