Административное дело № 2а-585/2023
65RS0013-01-2023-000713-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Смирных 27 ноября 2023 года
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой ФИО6
при ведении протокола секретарем судебного заседания Челмодиновой ФИО7
с участием:
помощника Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области ФИО3
представителя административного истца ФИО4, действующего на основании доверенности,
административного ответчика Середовского ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области» об установлении административного надзора в отношении Середовского ФИО9
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области» (далее ФКУ ИК-2) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Середовского ФИО10 наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, сроком на 08 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, запрета на выезд за пределы территории муниципального образования «<данные изъяты>» Сахалинской области, запреты пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов.
В обоснование иска указано, что ответчик подлежит освобождению из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ, где отбывает наказание в виде реального лишения свободы за совершение преступления в период ранее установленного решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и решением Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административного надзора, подлежит освобождению имея судимость за совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения в ночное время суток. После освобождения намерен выехать в <адрес>, регистрации по месту жительства не имеет.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования признал частично. Полагал, что в связи с установлением решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административного надзора сроком на 3 года, срок административного надзора по данному делу также должен составлять 3 года. Пояснил, что права пользования жилым помещением, регистрации по месту жительства не имеет, после освобождения намерен находиться в ГКУ «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» <адрес>.
В судебном заседании прокурор полагал заявление подлежащим удовлетворению частично. Поскольку в судебном заседании не установлен факт совершений преступлений в состоянии алкогольного опьянения, полагал, что основания для установления административного ограничения в виде запрета на пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков не имеется.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п.2 и п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение преступления в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из п. 44 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что суждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора, за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Закона (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений части 2 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за лицами, за которыми установление административного надзора является обязательным, связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен. С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в части 2 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Середовский ФИО11 судим Корсаковским городским судом ДД.ММ.ГГГГ по ч.4 ст.30 с.1 ст.132 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора преступление отнесено к категории тяжкого, установлено наличие опасного рецидива преступления.
В последствии Середовский ФИО12 вновь судим Корсаковским городским судом ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст.161 и п. «г» ч.2 ст.161, ч.3 ст.69, ч.5 ст.69 (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора преступление совершено в ночное время суток, отнесено к категории тяжкого, установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Затем Середовский ФИО13 судим ДД.ММ.ГГГГ Корсаковским городским судом ч.1 ст.139, ч.1 ст.131, ч.3 ст.69, ч.5 ст.69 (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора преступление отнесено к категории в том числе тяжкого, совершено в ночное время суток при опасном рецидиве преступлений.
Решением Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Середовского ФИО15 установлен административный надзор на 8 лет.
Середовский ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ судим Томаринским районным судом Сахалинской области по ч.1 ст.314.1 УК РФ к 04 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора преступление небольшой тяжести совершено при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, в том числе рецидива.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного ответчика установлен административный надзор сроком на 3 года.
Впоследствии Середовский ФИО16 судим ДД.ММ.ГГГГ Томаринским районным судом по ч.2 ст.314.1 УК РФ к 04 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора преступление небольшой тяжести совершено при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, в том числе рецидива преступлений.
Затем Середовский ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ Томаринским городским районным судом по ч.1 ст.314.1, ч.5 ст.69 (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) УК РФ к 05 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора преступление небольшой тяжести совершено при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, в том числе рецидива преступлений.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требование ФКУ ИК № 2 об установлении административного надзора в отношении ответчика подлежит удовлетворению, поскольку Середовский ФИО18 совершил преступления в период уже установленного административного надзора, за которые он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, а также он подлежит освобождению из исправительного учреждения имея судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
При определении срока административного надзора, суд учитывает следующее.
Статьей 5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» регламентированы сроки установления административного надзора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего федерального закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести по истечении трех лет после отбытия наказания, а в силу положений п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ (в ред. федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ, действующей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу положений п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора, он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Судимость по приговорам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за совершение в том числе тяжких преступлений, будет погашена ДД.ММ.ГГГГ, по приговору от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, по приговорам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с учетом освобождения по отбытии наказания ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, следует установить административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока истекшего после отбытия наказания по приговору Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок погашения судимости по данному приговору фактически является большим по отношению к сроку погашения судимости по иным приговорам.
Суд не принимает во внимание доводы административного ответчика о снижении срока административного надзора, поскольку как следует из указанных выше положений действующего законодательства, при обстоятельствах, послуживших основанием для установления административного надзора, срок административного надзора напрямую зависит от срока погашения судимости.
В отношении требований об установлении административных ограничений, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 273 КАС РФ суд, принимая решение по административному делу об установлении или о продлении административного надзора устанавливает срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Обязательным является установление судом административных ограничений в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего выезд за установленные судом пределы территории; запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезд за установленные судом пределы территории.
При решении вопроса о видах административных ограничений суд учитывает образ жизни ответчика, обстоятельства совершения им преступлений, поведение в период отбывания наказания.
Так, с учетом личности ответчика отбывающего в настоящее время наказание за совершение преступления в период ранее установленного административного надзора, наличие судимости за совершение в том числе тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, его поведение в течение всего срока отбывания наказания, отсутствие поощрений и взысканий, удовлетворительной характеристики администрации исправительного учреждения, суд считает необходимым установить административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации четыре раза в месяц. При этом суд принимает во внимание, что установление данного административного ограничения является обязательным.
Принимая во внимание, что преступление, за которое ответчик осужден в том числе приговорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ совершены им в ночное время суток следует установить административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22-00 до 06-00 часов.
Оснований для установления административного ограничения в виде запрета на пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, суд не находит, поскольку в судебном заседании не установлен факт совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения, в том числе и преступлений, за совершение которых Середовский ФИО19 судим приговором от ДД.ММ.ГГГГ. Также не установлены факт нарушения порядок отбывания наказания связанные с алкогольной продукцией.
При этом суд считает необходимым установить административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования городской округ «<адрес>» в силу следующих обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось административным ответчиком, он регистрации по месту жительства, правом пользования жилым помещением не обладает. После освобождения последний намерен выехать в <адрес> и проживать в ГКУ «Центр социального адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий», и из ответа данной организации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что может быть принят данной организацией на срок не более 120 дней.
Таким образом, требования ФКУ ИК-2 подлежат удовлетворению частично.
Поскольку судом принято решение об установлении в отношении ответчика административного надзора, суд считает необходимым разъяснить последнему, что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность, предусмотренную ст. 19.24 КоАП РФ; в случае уклонения от административного надзора, или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений - ответственность, предусмотренную ст. 314.1 УК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░20 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░21, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ 8 ░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░22 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 22.00 ░░░░░ ░░ 06.00 ░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░