Дело № 2а-3518/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2023 года г. Химки Московская область
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Панферовой Д.А.,
при секретаре Варлахине В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к ГУФССП по МО СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП по МО судебному приставу-исполнителю ФИО1 о признании незаконным бездействия судебного пристава- исполнителя,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ ФССП по МО СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю ФИО1 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выраженное в непредоставлении материалов исполнительного производства № 145906/22/50057-ИП для ознакомления, обязании предоставить указанные материалы для ознакомления.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является взыскателем по исполнительному производству № 145906/22/50057-ИП, которое возбуждено на основании исполнительного листа № ФС033183845 от <дата>, выданного Химкинским городским судом <адрес> по гражданскому делу № 2-255/2014. ФИО3 дважды 10 февраля и <дата> через сервис записи УФССП России произведены записи к судебному приставу-исполнителю ФИО1 на <дата> и соответственно на <дата>.
Однако явившись на прием <дата>, ФИО3 в ознакомлении с материалами исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО1 было отказано по формальным, не основанным на законе основаниям, аналогичная ситуация повторилась и <дата>.
Право административного истца на ознакомление с материалами исполнительного производства так и осталось не реализованным.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Администрации г. Химки, Администрации г.о. Солнечногорск <адрес> не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ и имеющихся в материалах дела документов, подтверждающих надлежащее извещение административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц о дате, времени и месте судебного заседания, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец ФИО3 является взыскателем по исполнительному производству № 145906/22/50057-ИП, которое возбуждено на основании исполнительного листа № ФС033183845 от <дата>, выданного Химкинским городским судом <адрес> по гражданскому делу № 2-255/2014.
ФИО3 <дата> через сервис записи УФССП России оформил запись <№ обезличен> к судебному приставу-исполнителю ФИО1 на <дата>, однако явившись на прием <дата>, ФИО3 в ознакомлении с материалами исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО1 было отказано.
Впоследствии <дата> административный истец через сервис записи УФССП России оформил повторную запись <№ обезличен> на <дата>.
В назначенный день ФИО3 в ознакомлении с материалами исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО1 было отказано.
Из карточки личного приема, составленной судебным приставом-исполнителем ФИО1 <дата> г., следует, что целью обращения ФИО3 было ознакомление с материалами исполнительного производства № 145906/22/50057-ИП, однако запрашиваемые материалы не представлены заявителю для ознакомления.
Таким образом, право административного истца как участника исполнительного производства, предусмотренное ст. 50 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», на ознакомление с материалами исполнительного производства, включая возможность делать из них выписки и снимать с них копии не было реализовано.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу статьи 12 Федерального закона от <дата> № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от <дата> № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч.1 статьи 50 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, содержится в статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Перечень исполнительных действий, приведенный в указанной норме, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
При этом из смысла закона следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя; несогласие с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.
Разрешая спор, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО3, исходя из того, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца, такие обстоятельства установлены по настоящему делу.
При этом суд исходит из того, что право административного истца как участника исполнительного производства, предусмотренное ст. 50 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на ознакомление с материалами исполнительного производства, включая возможность делать из них выписки и снимать с них копии, не было реализовано ввиду бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО1
Суд, анализируя представленные доказательства, руководствуясь нормами Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пришел к выводу, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ГУ ФССП по МО СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по <адрес> ФИО1 по исполнительному производству № 145906/22/50057-ИП, выразившееся в отказе ФИО3 в ознакомлении с материалами исполнительного производства без законных на то оснований.
В данной связи в целях восстановления нарушенного права на административного ответчика суд возлагает обязанность по ознакомлению ФИО3 с материалами исполнительного производства № 145906/22/50057-ИП.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░1 ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <№ ░░░░░░░░░>-░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <№ ░░░░░░░░░>-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>
░░░ 50RS0<№ ░░░░░░░░░>-33
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||
<░░░░░░ ░░░░░░> |