Судья Толошинов П.С.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2016 года № 33-5425/2016
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Балаевой Т.Н.,
судей Кяргиевой Н.Н., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Сошиловой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя федерального казенного учреждения «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» по доверенности Григорьевой С.В. на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 27 июля 2016 года, которым возложена обязанность на федеральное казенное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» оформить и выдать государственный жилищный сертификат Тороповой Е.Д. – участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в уголовно-исполнительной системе.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Кяргиевой Н.Н., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Вологодской области, федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Вологодской области Серовой Е.В., Тороповой Е.Е., судебная коллегия
установила:
Торопова Е.Д. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Вологодской области (далее -ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области) о возложении обязанности выдать жилищный сертификат.
В обоснование требований указала, что на основании решения Белозерского районного суда Вологодской области от 02 апреля 2014 года она включена в список граждан на получение жилищного сертификата. <ДАТА> года получено письмо, которым в выдаче сертификата отказано.
Просила обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области выдать Тороповой Е.Д. государственный жилищный сертификат.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Вологодской области (далее – УФСИН России по Вологодской области) и федеральное казенное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУ ЦНИЖБО ФСИН России).
В судебном заседании истец Торопова Е.Д. и ее представитель адвокат Тимофеев В.Г. заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Долинина Ю.В. иск не признала. Пояснила, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области выполнило обязанности по направлению в Центральную жилищную комиссию УФСИН России по Вологодской области учетного дела Тороповой Е.Д. по включению ее в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2015 году.
Представитель ответчика УФСИН России по Вологодской области по доверенности Серова Е.В. пояснила, что в 2015 году поступило учетное дело истца для включения ее в сводный список граждан-участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2015 году. По результатам рассмотрения учетного дела Тороповой Е.Д. она была включена в сводный список. Выдачу государственных жилищных сертификатов осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России), как федеральный орган исполнительной власти. Сводный список и учетное дело направлено в ФКУ ЦНИЖБО ФСИН России для рассмотрения вопроса о выдаче сертификата. При проверке учетного дела был установлен факт несоответствия постановке на учет в очередь на улучшения жилищных условий в 1996 году учетной норме, действующей при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выдача истцу сертификата возможна в случае подтверждения факта законной постановки в очередь на улучшение жилищных условий.
Представитель ответчика ФКУ ЦНИЖБО ФСИН России в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени судебного заседания.
Представитель третьего лица администрации Артюшинского сельского поселения в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени судебного заседания, представил отзыв, с исковыми требования согласен.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ЦНИЖБО ФСИН России по доверенности Григорьева С.В., ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указала, что документы, подтверждающие правомерность поставки Тороповой Е.Д. на жилищный учет, в учетном деле отсутствовали, в связи с чем вопрос о выдаче сертификата был отложен до устранения недостатков. Обязанность по выдаче сертификатов возложена на орган исполнительной власти, то есть на ФСИН России.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Тороповой Е.Д. по доверенности Тимофеев В.Г. просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвердившим Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, оценивая законность отказа в выдаче Тороповой Е.Д. государственного жилищного сертификата, исходил из факта нуждаемости в улучшении жилищных условий истца в жилом помещении как на момент постановки на учет, так и по настоящее время.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в виду следующего.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее - постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153) осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Наряду с субъектным критерием, право на участие в подпрограмме обусловлено признанием претендента на получение государственного жилищного сертификата нуждающимся в жилом помещении (пункт 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).
Как следует из материалов дела, Торопова Е.Д. осуществляла служебную деятельность в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, уволена по достижению предельного возраста, общий стаж службы составляет более 10 лет (поступила на службу <ДАТА>, уволена <ДАТА>).
Семья ФИО21 поставлена на учет на улучшение жилищных условий в составе семьи из 4 человек: Т.В.Ю. (муж), Т.О.В. (в настоящее время ..., дочь), Т.Г.В. (сын) с <ДАТА> на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения ОЕ-256/5 УИН Минюста России по Вологодской области от <ДАТА> №.... В последующем в состав семьи Тороповых была включена дочь Т.А.В., <ДАТА> года рождения.
Торопова Е.Д. с составом семьи 5 человек проживают в жилом помещении муниципального жилищного фонда по адресу: <адрес>. По своим техническим характеристикам данный жилой дом является деревянным, 1996 года постройки. Жилье без удобств, канализация, водоснабжение, ванная отсутствуют, отопление печное.
Данный жилой дом первоначально находился в государственной собственности и был передан в оперативное управление государственного учреждения ОЕ-256/5 Управления исполнения наказаний Минюста России по Вологодской области.
В дальнейшем жилой дом по адресу: <адрес> был передан в муниципальную собственность Белозерского муниципального района согласно решению Белозерского комитета районного самоуправления от <ДАТА> №....
Распоряжением Управления по муниципальной собственности Администрации Белозерского муниципального района от <ДАТА> №... жилой дом по адресу: <адрес> закреплен на праве оперативного управления за администрацией Артюшинского сельского самоуправления.
В качестве основания для поставки истца на учет жилищно-бытовой комиссией указано на подпункт «а» пункта 7 постановления администрации Вологодской области от 11 февраля 1992 года № 91 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Вологодской области».
На основании заявления Тороповой Е.Д. и решения Белозерского районного суда Вологодской области от 02 апреля 2014 года она включена в число участников подпрограммы и список на получение государственного жилищного сертификата.
Однако, Тороповой Е.Д. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием ее постановки на учет в очередь на улучшение жилищных условий в 1996 году учетной норме, действующей при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Действительно, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи Тороповых более уровня, установленного учетной нормой в соответствии с постановлением администрации Вологодской области от 11 февраля 1992 года № 91 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Вологодской области» по Белозерскому району 7 кв.м., как на момент постановки на учет нуждающихся, так и на настоящее время (жилая площадь 47,7 кв.м. : 4 человека = 11,93 кв.м. на 1996 год, 2016 год 47,7:5= 9,54 кв.м.).
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что семья Тороповых проживала в служебном жилом помещении (жилой дом находился на балансе учреждения), которое по техническим характеристикам являлось неблагоустроенным, решение государственным органом об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата принято по истечении 20 лет с момента постановки семьи Тороповых на учет в качестве нуждающихся.
Согласно подпункта «ж» пункта 7 постановления администрации Вологодской области от 11 февраля 1992 года № 91 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Вологодской области» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие на служебной жилой площади.
Из показаний свидетелей Б.Э.А. и П.Н.А., являвшимися членами жилищно-бытовой комиссии в 1996 году, следует, что на учет нуждающихся принимались граждане, проходившую службу в учреждении, по их заявлению. Комиссия занималась распределением жилья, семье Тороповых было предоставлено служебное жилье учреждением.
В показаниях представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области в суде первой инстанции (л.д. 34) указано на то, что при постановке на учет семьи Тороповых произошла техническая ошибка, сотрудник перепутал подпункты «а» и «ж» пункта 7 постановления администрации Вологодской области от 11 февраля 1992 года № 91.
Учитывая приведенные выше фактические обстоятельства и нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент принятия семьи Тороповых на учет нуждающихся они являлись и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, их жилищные условия не изменились, а решение об отказе Тороповой Е.Д. в реализации права на получение государственного жилищного сертификата является незаконным.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата обоснован, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Утверждение о том, что обязанность по выдаче государственных жилищных сертификатов возложена на ФСИН России, а не ФКУ ЦНИЖБО ФСИН России является несостоятельным, поскольку согласно уставу ФКУ ЦНИЖБО ФСИН России - учреждение, специально созданное для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, целью деятельности которого является жилищное обеспечение работников уголовно-исполнительной системы путем выдачи государственных жилищных сертификатов и контроль за их реализацией в ФСИН России, учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органах ФСИН России и образовательных учреждениях ФСИН России.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: