Дело (УИД) № 57RS0014-01-2023-000522-67
производство № 2а-1-624/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июня 2023 года г. Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Абрамову А.А. о взыскании штрафных санкций,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Абрамову А.А. о взыскании задолженности по штрафу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что налоговым органом по результатам проведенной камеральной налоговой проверки в отношении Абрамова А.А. принято решение от 18 марта 2013 года № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2011 год в размере 1 000 рублей.
Налогоплательщику направлено требование № по состоянию на 18 апреля 2013 года об уплате штрафа за совершение указанного налогового правонарушения в указанном размере.
Задолженность административным ответчиком не погашена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения к мировому судье судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности с Абрамова А.А. после отказа мировым судьей в его принятии, в суд с настоящим административным иском.
Поскольку требование до настоящего времени не исполнено Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области просит взыскать с Абрамова А.А. штраф по НДФЛ за 2011 год в размере 1 000 рублей, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Исследовав материалы дела и доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (нормы приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (пункт 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ИФНС РФ № по Орловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, представленной Абрамовым А.А. 29 октября 2012 года.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 12 февраля 2013 года № и принято решение от 18 марта 2013 года №, согласно которому Абрамов А.А. подлежал привлечению к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2011 год в размере 1 000 рублей
Налогоплательщику заказным письмом направлено требование № по состоянию на 18 апреля 2013 года об уплате штрафа за совершение указанного налогового правонарушения в указанном размере в срок до 15 мая 2013 года.
Задолженность Абрамовым А.А. не была погашена.
Поскольку после истечения 15 мая 2013 года срока исполнения требования № сумма штрафа не превысила 3 000 рублей, налоговый орган в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока, то есть в рассматриваемом случае по 15 ноября 2016 года.
31 января 2023 года административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Абрамова А.А. указанной задолженности.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области от 08 февраля 2023 года было отказано в принятии данного заявления по основанию, предусмотренному пунктом 3 частью 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что из заявления и приложенных к нему документов усматривалось, что требование не является бесспорным, так как налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области обратилось в суд с административным исковым заявлением в Мценский районный суд Орловской области 11 апреля 2023 года.
Таким образом, срок обращения в суд административным истцом пропущен.
Управлением Федеральной налоговой службы по Орловской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, в обоснование которого указало, что налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Оценивая доводы административного истца, судья считает, что такие обстоятельства не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами.
Административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, штрафных санкций. Внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Введение нового программного обеспечения, сбои в его работе, равно как объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд.
Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с требованием о взыскании штрафных санкций налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, им пропущен без уважительных причин.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Абрамову А.А. о взыскании штрафа не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░