УИД 61RS0025-01-2023-000177-31 Дело №2а-278/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Багаевская 17 апреля 2023 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шкуратова Д.С.,
при секретаре Крамарове О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Багаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Елкинского сельского поселения Багаевского района Ростовской области о признании незаконным бездействия администрации и об обязании создать маневренный жилищный фонд,
установил:
Прокурор Багаевского района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав в обоснование иска следующее.
Прокуратурой Багаевского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что на территории Елкинского сельского поселения Багаевского района органом местного самоуправления не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Елкинского сельского поселения внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», однако, до настоящего времени нарушения, указанные в нем, не устранены.
При указанных обстоятельствах, существование реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации является основанием для переселения граждан из аварийных жилых домов с предоставлением им жилого помещения маневренного фонда до предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для данных целей, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства связанных с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
- Признать незаконным бездействие администрации Елкинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда для предоставления жилых помещений гражданам.
- Обязать администрацию Елкинского сельского поселения в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
В судебном заседании представитель административного истца, требования административного иска поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Так, прокуратурой Багаевского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и областного закона Ростовской области от 28.12.2005 №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу положений п. «а, в, г, д, з» ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как указано в п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.
Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу п. 3 ч. 1, 2 ст.92 ЖК РФ,к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 95 ЖК РФв муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Следует учитывать, что проживание граждан в аварийных домах создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В ходе проверки установлено, что на территории Елкинского сельского поселения Багаевского района органом местного самоуправления не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Елкинского сельского поселения внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», однако, до настоящего времени нарушения, указанные в нем, не устранены.
При указанных обстоятельствах, существование реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации является основанием для переселения граждан из аварийных жилых домов с предоставлением им жилого помещения маневренного фонда до предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для данных целей, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства связанных с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.04.2023 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░