Дело № 2а-1374/2020
27RS0002-01-2020-002221-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года город Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе председательствующего Юдаковой Ю.Ю., при помощнике Волковой А.А.,
с участием представителя административного истца Ефремова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Машковской О.А., заинтересованное лицо Военный прокурор гарнизона Комсомольск на Амуре, о признании незаконными действий по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, отмене постановления (от 06.10.2020 № 27027/20/75422),
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось в суд с указанным административным иском, в котором просило признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Машковской О.А. по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.10.2020 по исполнительному производству № 15719/19/27027 от 24.06.2019, отменить постановление о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что в адрес административного истца поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, по исполнительному производству № 15719/19/27027-ИП от 24.06.2019, при этом действия судебного пристава-исполнителя по вынесению данного постановления административный истец считает незаконными, поскольку им принимались все меры для исполнения решения Кировского районного суда г. Хабаровска по делу № 2-1086/2018, которым на Министерство обороны Российской Федерации и ФКУ «ОСК ВВО» возложена обязанность в течении 6 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) объекты военного городка № 28 зак войсковой части 59313-39, расположенные по адресу: <адрес>.
Во исполнение решения суда ОСК ВВО направлено обращение в 1063 ЦМТО о необходимости проведения весеннего осмотра зданий и сооружений, по результатам осмотра определить необходимость выполнения текущего (капитального ремонта). В соответствии с решением Министра обороны РФ от 23.05.2019, приобретение, установка, монтаж и наладка систем ПОС и систем пожаротушения осуществлять во вновь построенных (реконструируемых) и подлежащих капитальному ремонту зданий по линии Департамента строительства Минобороны России; в эксплуатируемых зданиях по линии Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России. Рассмотрение вопроса возможно только при наличии ТТЗ и выделения лимита бюджетных обязательств на военный округ на 2021 год на указанные цели.
Таким образом, административный истец считает, что принимает все меры к исполнению решения суда в добровольном порядке, о чем было сообщено судебному приставу-исполнителю.
Просит признать незаконными действия МОСП по ИОИП УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, ведущего СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Машковской О.А. по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.10.2020 № 27027/20/75422 в размере 50000 руб., отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 06.10.2020 № 27027/20/75422.
Одновременно административный истец просит восстановить пропущенный срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление получено 19.10.2020, считает, что срок пропущен по уважительной причине.
В судебном заседании представитель административного истца Ефремов Д.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, который просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что работы по оборудованию объектов системами пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта. Порядок проведения капитального ремонта подведомственных объектов закреплен в соответствующем Регламенте, утвержденном Министром обороны РФ. Процедура включения объекта в план капитального ремонта достаточно длительная. Необходимо осуществить осенне-весенний осмотр объекта, подготовить тактико-техническое задание, направить ТТЗ в службу МТО для обоснования и утверждения, направить утвержденное ТТЗ в Департамент строительства, после чего производится выделение бюджетных денежных средств на данные цели. В рамках постановленного судом решения установить пожарную сигнализацию и автоматические системы пожаротушения требуется на 25 объектов. ОСК ВВО осуществляет деятельность по исполнению решения суда в рамках утвержденного регламента. Для исполнения решения суда требуются значительные финансовые затраты, соответственно охватить все объекты единовременно не представляется возможным. ОСК ВВО заинтересовано в исполнении решения в добровольном порядке.
В судебное заседание административные ответчики: МОСП по ИОИП УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Машковская О.А., заинтересованное лицо Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре не явились, извещены надлежащим образом.
СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Машковская О.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с предъявленными требованиями не согласилась по основаниям, приведенным в письменном отзыве. Указывает, что 24.06.2019 в Отделе было возбуждено исполнительное производство № 15719/19/27027-ИП об обязании ФКУ ОСК возложена обязанность в течении 6 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) объекты военного городка № 28 зак войсковой части 59313-39, расположенные по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительно производстве» должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней. По состоянию на 06.10.2020 должник требования исполнительного документа не исполнил, в связи с чем на основании ст. 112 названного закона СПИ было вынесено оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Иные участвующие в административном деле лица причины неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав пояснения, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 24.06.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 на основании исполнительного листа от 20.08.2018, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска по делу № 2-1086/2018, по судебному акту, вступившему в законную силу 28.09.2018 о возложении на Министерство обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в течении 6 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) объекты военного городка № 28 зак войсковой части 59313-39, расположенные по адресу: <адрес>., возбуждено исполнительное производство № 15719/19/27027-ИП в отношении должника ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», должнику установлено в пятидневный срок со дня получения копии указанного постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, при этом должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в установленный срок, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера.
09.09.2020 врио начальника отдела – старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 в адрес должника вынесено требование в течение пяти дней со дня его поступления предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда.
Копия постановления и требование судебного пристава-исполнителя получены ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», что следует из заявления должника от 18.09.2020 исх. № 2/12323, в котором ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» указало, что по вопросам обеспечения автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения на объектах войсковой части 59313-39 включены в заявочный план текущего ремонта ПОС на 2020 г. В заявлении в адрес СПИ дополнительно было сообщено, что должником развернута работа по согласованию разработанных ТТЗ на капитальные ремонт объектов войсковой части 59313-39. Одновременно было сообщено, что ФКУ ОСК ВВО принимаются все возможные меры к исполнению в добровольном порядке решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 20.082018 № 2-1086/2018.
06.10.2020, поскольку исполнительный документ должником ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин, СПИ МОСП по ИОИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Машковской О.А. вынесено постановление о взыскании с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» исполнительского сбора в размере 50000 рублей с установлением нового срока для исполнения требований до 03.11.2020, что следует из требования от 06.10.2020.
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.10.2020 получена ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» 19.10.2020, что подтверждается учетной карточкой входящего документа.
В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как установлено судом, копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.10.2020 получена ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» 19.10.2020, с настоящим иском в Кировский районный суд г. Хабаровска ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось 26.10.2020.
При таких обстоятельствах, суд находит причину пропуска срока для обжалования уважительной и считает возможным восстановить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» процессуальный срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Машковской О.А. по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, а также отмене постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 218, ст. 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частями 1, 11, 12, 17 статьи 30 Федерального закона от 2.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу частей 1-3, 6, 7 статьи 112 вышеуказанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что 24.06.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 на основании исполнительного листа от 20.08.2018, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска по делу № 2-1086/2018, по судебному акту, вступившему в законную силу ДАТА о возложении на Министерство обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в течении 6 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) объекты военного городка № 28 зак войсковой части 59313-39, расположенные по адресу: <адрес>., возбуждено исполнительное производство № 15719/19/27027-ИП в отношении должника ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», должнику установлено в пятидневный срок со дня получения копии указанного постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, при этом должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в установленный срок, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера.
По состоянию на 06.10.2020 должник требования исполнительного документа в полном объеме не исполнен.
В пунктах 74, 75 Постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда России разъяснил, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В пункте 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как установлено судом, исполнение решения суда должником производилось в порядке утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации Регламента порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта, согласно Раздела 5 которого по итогам весеннего осмотра на основании актов технического состояния Районный представитель государственного заказчика определяет перечень объектов, по которым необходимо проведение капитального ремонта, формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает с Региональным представителем и направляет в адрес Окружного представителя в срок не более 30 дней с даты проведения весеннего осмотра, Окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками военного округа и направляет в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации для принятия решения о включении объектов в титул капитального ремонта на соответствующий год. Таким образом, существует определенный порядок по включению объекта в план капитального ремонта.
Из представленного в материалы дела ответа ФКУ ОСК ВВО № 2-12373 от 18.09.2020, письма врио командира в/ч 59313 следует, что исполнить решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 20.08.2018 года (гражданское дело № 2-1086/2018) не представляется возможным по следующим причинам. Согласно Положения о 1063 центре (материально-технического обеспечения Восточного военного округа) начальник ЦМТО (командир войсковой части 59313) не наделен полномочиями по приобретению имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе путем заключения государственных контрактов на приобретение и установку пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения для нужд своих обособленных подразделений. В заявочный Перечень объектов капитального ремонта на 2019 год были включены работы по оборудованию объектов войсковой части 59313-39 (<адрес>) автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения, что следует из определения Кировского районного суда г. Хабаровска от 06 августа 2019 года. Выполнение указанных мероприятий возложено на окружного представителя государственного заказчика, который обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками военного округа и направляет в Департамент строительства Министерства обороны РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта. в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 23.05.2019 г. приобретение, установка, монтаж и наладка систем пожарно-охранной сигнализации и автоматических систем пожаротушения (далее ПОС и АСП) в эксплуатируемых зданиях и сооружениях военных городков Министерства обороны Российской Федерации, осуществляется по линии Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и относится к работам капитального ремонта. Командованием войсковой части 59313-39 разработано тактикотехническое задание на оборудование объектов войсковой части автоматической системой пожаротушения и пожарной сигнализацией. Оборудование объектов войсковой части 59313-39 автоматическими системами пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения будет проводиться при проведении капитального ремонта.
Вместе с тем судебному приставу-исполнителю сообщено о выполнении работ, направленных на исполнение решения суда в полном объеме, в виде согласования ТТЗ на капитальный ремонт объектов войсковой части 59313-39.
Оценивая установленные обстоятельства, с учётом исследованных доказательств, даты вынесения решения суда, частичного исполнения должником решения суда, а также необходимости соблюдения должником процедуры, предусмотренной Регламентом порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на соответствующий год, суд приходит к выводу, что доводы административного истца об отсутствии с его стороны бездействия и умысла на уклонение от исполнения решения суда являются обоснованными, которые, в данном конкретном случае, служат основанием для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, а не указывают на незаконность действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 06.10.2020 № 27027/20/75422 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17.12.2020
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-1374/2020 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░/░, ░░░░░░░░ ░░░░░: _____________