дело № 2а-2236/2024
УИД 23RS0044-01-2024-002633-91
Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 04.09.2024г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 04 сентября 2024 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего |
Колисниченко Ю.А., |
при секретаре судебного заседания |
Чиковой И.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю к Кузнецовой Н.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Временно исполняющий обязанности начальника МИФНС России № 11 по Краснодарскому краю Саатчиян М.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Кузнецовой Н.В., в котором просит взыскать с административного ответчика страховые взносы ОМС в размере 8 459 руб. 66 коп. за 2022 год; страховые взносы ОПС в размере 66 646 руб. 31 коп. за 2022, 2023 годы; страховые взносы за 2023 год, предусмотренные положениями пп. 2 п. 1.2 ст. 430 НК РФ в сумме 33 872 руб. 14 коп., земельный налог в размере 1 048 руб. за 2021 год; налоги УСН в размере 204 068 руб. за 2022 год; пени в размере 23 719 руб. 68 коп., а всего: 337 813 руб. 79 коп.
В обоснование административного иска указал, что Кузнецова Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла предпринимательскую деятельность. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов ОПС за 2022 год в сумме 33 405 руб. 03 коп., страховых взносов ОПС за 2023 год в сумме 33 241 руб. 28 коп., страховых взносов ОМС за 2022 год в сумме 8 459 руб. 66 коп. Налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ представлена налоговая декларация по УСН за 2022 год рег. №, где сумма дохода указана в размере <данные изъяты> руб., в связи с чем, Кузнецова Н.В. является плательщиком страховых взносов на ОПС в размере 1,0% от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за 2022 год, и составляет 33 872 руб. 14 коп. Также Кузнецова Н.В. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2021 год в сумме 1 048 руб. Налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения, предусмотренная положениями ст. 346.11 НК РФ, в связи с чем, была самостоятельно исчислена сумма налога в размере 218 430 руб., в том числе по сроку уплаты: ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6 230 руб., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 680 руб., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 122 223 руб., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 76 297 руб. В срок, установленный положениями п. 7 ст. 346.21 НК, сумма самостоятельно исчисленного налога по УСН в размере 218 430 руб. не уплачена. На дату формирования административного иска сумма задолженности по УСН составила 204 068 руб. по сроку уплаты: ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 680 руб., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 122 223 руб., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 76 297 руб. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов налогоплательщиком не исполнена, на сумму задолженности в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 23 719 руб. 68 коп. Согласно ст.ст. 69 и 70 НК РФ должнику направлено требование об уплате задолженности от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо ЕНС и сумме задолженности. Налоговый орган обращался в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. ЗВСП направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ. Судом ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ, который был отменен на основании ст. 123.7 КАС РФ определением мирового судьи по делу №
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Кузнецова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Суд, изучив материалы дела, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации и с 1 января 2023 года введен институт единого налогового счета, которым признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона, сальдо единого налогового счета организации или физического лица (далее в настоящей статье - сальдо единого налогового счета) формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах:
1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей);
2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства).
В силу положений Федерального закона от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии со ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно ч. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случаях, предусмотренных абзацем третьим подпункта 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 1.2 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, начиная с 2023 года уплачивают:
1) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года, 49 500 рублей за расчетный период 2024 года, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
2) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере, установленном подпунктом 1 настоящего пункта, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может быть более 257 061 рубля за расчетный период 2023 года, не может быть более 277 571 рубля за расчетный период 2024 года.
В соответствии со ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1).
Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере или в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 настоящего Кодекса, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2).
Согласно ч. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (часть 2).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается в следующие сроки: индивидуальными предпринимателями - не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (часть 7).
На основании ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная (не перечисленная) в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно ч. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик Кузнецова Н.В. (ИНН: №), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем и в соответствии с НК РФ обязана была самостоятельно исчислить и уплатить суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее – ОМС), сумму налога по упрощенной системе налогообложения, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-33).
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.В. представила налоговую декларацию за отчетный 2022 год, согласно которой сумма дохода <данные изъяты> рублей (л.д. 26-29).
При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой Н.В. необходимо было уплатить задолженность по страховым взносам не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, а также налога по упрощенной системе налогообложения в установленные НК РФ сроки не исполнена, в связи с чем, образовалась недоимка.
Как указано в ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
В соответствии со ст.ст. 390-391, 394 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В части 1 ст. 393 НК РФ указано, что налоговым периодом признается календарный год.
В судебном заседании также установлено, что административный ответчик Кузнецова Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость земельного участка – <данные изъяты> рублей.
За 2022 год Кузнецовой Н.В. начислен земельный налог на указанный земельный участок, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8-9).
В установленный срок обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не исполнена, что привело к образованию недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 4 ст. 52 налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
В связи с наличием отрицательного сальдо ЕНС Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю сформировано требование № об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 261 178 руб. 94 коп. и пени в сумме 11 004 руб. 12 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), которое направлено посредством почтовой связи (л.д. 14), а также в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика АИС «Налог-3 Пром» (л.д. 16-17).
В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом).
В связи с неисполнением требования об уплате задолженности, Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 20), которое направлено в адрес административного ответчика (л.д. 21-23).
ДД.ММ.ГГГГ, с соблюдением установленного п. 3 ст. 48 НК РФ срока, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузнецовой Н.В. задолженности по налогам и пени в общей сумме 352 183 руб. 38 коп. (л.д. 58-59).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Кузнецовой Н.В. указанной задолженности (л.д. 60).
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями (л.д. 62).
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 4 ст. 48 НК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с настоящим иском в суд.
Таким образом, предусмотренный ст. 48 НК РФ срок обращения в суд налоговым органом не соблюден, исковое заявление впервые направлено в суд по истечении шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд, обусловленное тем, что по результатам перехода на администрирование налоговых обязательств в рамках единого налогового счета установлен факт сбоя в работе технологических процессов автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС Налог-3), что стало причиной некорректного отображения суммы отрицательного сальдо налогоплательщика. Вышеуказанный сбой не имел массовый характер, в связи с чем, методические рекомендации по его устранению отсутствовали. Кроме того, в соответствии с Приказом исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Краснодарскому краю от 11.01.2023 № 01-01/8 осуществлена реорганизация налогового органа в форме присоединения ИФНС России по Северскому району Краснодарского края к Межрайонной ИФНС № 11 по Краснодарскому краю, что с учетом увольнения сотрудников правового отдела ИФНС России по Северскому району значительно увеличило нагрузку, в том числе на сотрудников, в полномочия которых входит принудительное взыскание задолженности в рамках ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Пропуск административным истцом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд за защитой своих интересов, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Приведенные в ходатайстве Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю обстоятельства не могут быть признаны уважительными причинами для восстановления установленного ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд и свидетельствуют о неспособности надлежащим образом организовать работу налогового органа, поскольку Межрайонная ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, налоговый орган должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, а потому ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с административным исковым заявлением удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 11 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░