Дело № 2а-1770/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25.09.2023 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Новичихиной Н.А.,
при секретаре Дороховой Н.С.,
с участием помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Медведева М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коровина ФИО6 к территориальной избирательной комиссии Надеждинского района о признании решений незаконными и их отмене, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Коровин Е.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Надеждинского района с требованиями о признании незаконными и отмене решений территориальной избирательной комиссии Надеждинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении образцов заполнения подписных листов на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по пятимандатному избирательному округу № на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района пересмотреть решения, связанные с необходимостью сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты муниципального комитета Надеждинского сельского поселения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении дополнительных выборов депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения» на ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборы депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, в том числе по пятимандатному избирательному округу №.
Пунктом 2 решения Избирательной комиссии Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Надеждинского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района» на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района возложены полномочия по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления Надеждинского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ он уведомил территориальную избирательную комиссию Надеждинского района о своём выдвижении кандидатом в депутаты муниципального комитета Надеждинского сельского поселения по пятимандатному избирательному округу № путем подачи заявления о согласии баллотироваться и прилагаемых к нему, в соответствии с требованиями закона, документами.
Территориальная избирательная комиссия Надеждинского района своими решениями от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении образцов заполнения подписных листов на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» и № «Об определении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по пятимандатному избирательному округу № на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» утвердила бланки подписных листов и установила количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, которое необходимо для регистрации кандидата.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Избирательного кодекса Приморского края «одномандатные или многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей», избирательная комиссия, организующая выборы, определяет схему избирательных округов, в которой должно быть указано (в том числе) число избирателей в каждом избирательном округе, а представительный орган утверждает данную схему.
Муниципальный комитет Надеждинского сельского поселения своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы трёх пятимандатных избирательных округов №, 2, 3 по выборам депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения» утвердил схему округов, указав в каждом из них число избирателей (округ №, округ №, округ №). По данной схеме избирательных округов были проведены основные выборы депутатов муниципального комитета ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительные и повторные выборы по пятимандатному избирательному округу № ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. На всех избирательных кампаниях кандидатов в депутаты регистрировали без сбора подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения.
Решение о назначении выборов было официально опубликовано 16 сентября в газете «Трудовая Слава», соответственно, согласно части 1 статьи 40 и части 1 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края сроки выдвижения кандидатов и предоставления документов на регистрацию кандидатов истекают ДД.ММ.ГГГГ
Однако, принятые Территориальной избирательной комиссией Надеждинского района решения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении образцов заполнения подписных листов на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» и № «Об определении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по пятимандатному избирательному округу № на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» препятствуют Коровину Е.М. представить в избирательную комиссию документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, тем самым нарушается его конституционное право на выборы.
В судебном заседании административный истец Коровин Е.М. на приведенных доводах иска настоял, просил удовлетворить административные исковые требования.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Надеждинского района Верхолюк С.С. представил письменные возражения, в которых отразил не согласие с доводами истца, указав на их необоснованность, просил отказать в удовлетворении иска.
Избирательная комиссия Приморского края извещена надлежаще, явку представителя в судебное заедание не обеспечила. Дело рассмотрено в отсутствие представителя избирательной комиссии Приморского края.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного иска, заслушав прокурора, суд полагает, что заявленные требования административного истца обоснованы, и подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), а граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации, важнейшую форму его участия в управлении делами государства.
Специфика избирательных прав и особенности их реализации предполагают необходимость обеспечения надлежащих гарантий этих прав всему избирательному корпусу на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации, ее статей 1, 2, 3, 17, 18, 32 и 55 (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П).
Правовой основой регулирования отношений в области избирательных прав граждан является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ), а также Избирательный кодекс Приморского края, действующий на территории Приморского края.
Согласно статье 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (пункт 1). Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Избирательного кодекса Приморского края, одномандатные или многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных или многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных или многомандатных избирательных округов. Законодательное Собрание Приморского края, соответствующий представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных или многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
Муниципальный комитет Надеждинского сельского поселения своим решением от 27 ноября 2014 года №824 «Об утверждении схемы трех пятимандатных избирательных округов № № 1,2,3 по выборам депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения» утвердил схему округов, указав в каждом из них число избирателей.
Согласно части 1 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края, в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Кодексом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей (часть 3 статьи 45).
Частью 4 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края предусмотрено, что при проведении выборов в представительные органы поселений со средней нормой представительства избирателей не более 1 тысячи сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется. Регистрация кандидатов осуществляется в заявительном порядке в соответствии с частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что пунктом 2 решения Избирательной комиссии Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Надеждинского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района» на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района возложены полномочия по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления Надеждинского сельского поселения.
Решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении дополнительных выборов депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения» на ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборы депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, в том числе по пятимандатному избирательному округу №.
Территориальная избирательная комиссия Надеждинского района своими решениями от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении образцов заполнения подписных листов на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» и № «Об определении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по пятимандатному избирательному округу № на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» утвердила бланки подписных листов и установила количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, которое необходимо для регистрации кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ Коровин Е.М. уведомил территориальную избирательную комиссию Надеждинского района о своём выдвижении кандидатом в депутаты муниципального комитета Надеждинского сельского поселения по пятимандатному избирательному округу № путем подачи заявления о согласии баллотироваться.
Срок подачи документов кандидатами согласно календарному плану установлен до ДД.ММ.ГГГГ
Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии со ст. 13.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления количество, порядок назначения и регистрации избирательными комиссиями уполномоченных представителей кандидатов и избирательных объединений могут быть установлены законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, регистрация кандидата в депутаты, обусловленная сбором и предоставлением подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, является ограничением права на свободное участие в выборах. Данное ограничение может быть установлено законом, а не решением избирательной комиссии. Утверждённая решением Муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № схема трех пятимандатных избирательных округов № №,2,3 по выборам депутатов муниципального комитета Надеждинского сельского поселения действующая, новую схему Законодательное Собрание Приморского края, соответствующий представительный орган муниципального образования не утверждал, а динамика числа избирателей не может повлечь за собой изменение правил проведения выборов, что также будет противоречить нормам закрепленным в Избирательном кодексе Приморского края.
При таких обстоятельствах, решения территориальной избирательной комиссии Надеждинского района от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными и подлежащими отмене.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.