Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-609/2023 ~ М-398/2023 от 28.02.2023

УИД 58RS0017-01-2023-000554-78

№ 2а-6091/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 апреля 2023 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Е.А.,

с участием помощника прокурора Рыженковой Т.И.,

при секретаре Белоглазовой Ю.Г.,

рассмотрев в г. Кузнецке Пензенской области административное дело по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов Васильевой С.И. и несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к МБОУ администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов Васильевой С.И. и несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратился в суд с административным иском к МБОУ администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование административного иска указал, что в прокуратуру Кузнецкого района Пензенской области поступило обращение Васильевой С.И., в котором она просит в связи с тяжелым финансовым положением семьи выйти в ее интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей в суд с иском о понуждении администрации Посельсккого сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обеспечить инфраструктурой земельный участок с кадастровым номером №, расположенного на <адрес>.

Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении земельными участками многодетных семей бесплатно для индивидуального жилищного строительства, в ходе которой установлено, что 15.06.2022 на основании постановления администрации Кузнецкого района №511 многодетной семье в составе Васильевой С.И. и несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>. Указанный участок находится в общедолевой собственности Васильевой С.И., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 по 1/4 доли за каждым. Земельный участок не обеспечен технической возможностью подключения к сети водоснабжения, газо- и электроснабжения.

Администрацией Посельского сельсовета не осуществлены действия по организации инженерной инфраструктуры, чем созданы препятствия для подключения жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, что привело к невозможности освоения земельного участка льготной категорией граждан.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», ст.39 КАС РФ просил признать незаконным бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выраженное в непринятии мер, направленных на обеспечение земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, коммунальной инфраструктурой.

Обязать администрацию Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области принять меры, направленные на обеспечение инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, электроснабжением) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыженкова Т.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской в суд не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица администрации Кузнецкого района Пензенской области в суд также не явился, извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав представителя истца помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Согласно пунктам 35, 36 «Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», утвержденных приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 г. N 372 при установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.

В случае передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать, что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", принятие органом государственной власти решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что безвозмездная передача земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства является формой государственной поддержки таких семей, в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.15, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, (в данном случае - статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статья 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

Законом Пензенской области от 16.10.2014 №2626-ЗПО за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 4 Закона Пензенской области от 04.03.2015 N 2693-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства на территории Пензенской области в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, проживающим на территории Пензенской области, осуществляется бесплатно в случае рождения (усыновления или удочерения), начиная с 1 января 2011 года, третьего ребенка или последующих детей при наличии совместно проживающих с ними двух несовершеннолетних детей (многодетная семья).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Судом установлено, что на основании постановлений администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 21.05.2021 №42, от 02.08.2021 №576, от 15.06.2022 №511 Васильева С.И. и члены ее семьи: сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны малоимущими, поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, в соответствии с чем, им предоставлен в общую долевую собственность бесплатно в равных долях земельный участок площадью 1250 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.07.2022, что подтверждается выпиской из ЕГРН от27.02.2023, из которой следует, что участок находится в общедолевой собственности Васильевой С.И., ФИО1, ФИО2, ФИО3 по 1/4 доли за каждым.

В ходе судебного разбирательства установлено, что данный земельный участок необходимой инфраструктурой в сфере газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения не оснащен, что подтверждается сообщениями ресурсоснабжающих организаций: ООО «Аква Сервис», ПАО «Россети Волга» - «Пензаэнерго» в лице филиала Кузнецкого производственного отделения, АО «Кузнецкмежрайгаз», и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Таким образом, администрацией Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области вопреки требованиям закона не предприняты меры по организации обеспечения предоставленного многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках реализации государственных социальных гарантий в сфере поддержки материнства и детства, объектами коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения.

Исходя из изложенного, указанное бездействие со стороны административного ответчика следует признать несоответствующим приведенным выше нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы семьи Васильевой С.И. и ее несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3

На день рассмотрения дела административным ответчиком каких-либо допустимых доказательств, опровергающих доводы административного истца, суду не предоставлено, при этом административный ответчик не оспаривал неоснащенность земельного участка предоставленного многодетной семье, необходимой коммунальной инфраструктурой.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст.ст. 59, 60 КАС РФ представленные доказательства, суд полагает, что имеются правовые основания к признанию незаконным бездействия администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района, выраженное в непринятии мер, направленных на обеспечение земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, коммунальной инфраструктурой.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд, соглашаясь с позицией истца, считает возможным установить срок для выполнения обязанностей в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5803012690), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5803012690) ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 14.04.2023.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14.04.2023.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-609/2023 ~ М-398/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Кузнецкого района
Ответчики
администрация Посельского сельсовета
Другие
Администрация Кузнецкого района
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Королева Е.А.
Дело на сайте суда
kuznetsky--pnz.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация административного искового заявления
28.02.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.03.2023Предварительное судебное заседание
07.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024Дело оформлено
29.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее