44RS0028-01-2023-000508-80
Дело № 2а-800/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2023 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
судьи Вороновой О.Е.,
при секретаре Любимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области к Седову В.А. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу,
установил:
Управление ФНС России по Костромской области обратилось в суд с административным иском к Седову В.А. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени в общей сумме 300,60 рублей.
Свои требования мотивирует тем, что в налоговом органе на учете в качестве налогоплательщика состоит Седов В.А., которому на праве собственности принадлежит следующее имущество: земельный участок с кадастровым номером № по адресу: (адрес) Налоговым органом ответчику был исчислен земельный налог за 2014 год в размере 297 рублей по налоговому уведомлению № от 01.05.2015, а также пени в размере 3,60 рублей за нарушение сроков оплаты налога, всего 300,60 рублей. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступала, сроки, установленные п. 2 ст. 48 НК РФ для обращения в суд истекли, в связи с чем мировым судьей судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы налоговому органу было отказано в выдаче судебного приказа. Административный истец просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, указывая, что срок был пропущен в связи с техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы. Просит взыскать задолженность с налогоплательщика. В случае отказа в восстановлении срока просит признать задолженность безнадежной ко взысканию.
В судебном заседании представитель административного истца Управления ФНС России по Костромской области не присутствует, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Седов В.А. в суд не явился, извещена надлежаще по двум известным суду адресам, за получением судебной корреспонденции не явился, в связи с чем письма возвращены отправителю с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Обязанность каждого лица к уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена п. 1 ст. 3 НК РФ.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (статья 19).
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор являются видами местных налогов и сборов.
В силу ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
С учетом указанным норм права Седов В.А., имея в собственность земельный участок, обязан уплачивать за него земельный налог.
С учетом принадлежности ответчику земельного участка с кадастровым номером №, налоговым органом в его адрес было направлено налоговое уведомление № 723853 от 01.05.2015, в котором предлагалось в срок до 01.10.2015 уплатить земельный налог за земельный участок по адресу: (адрес), в том числе за 2014 год в размере 297 рублей. Однакуо ответчик не исполнил свои обязательства, что явилось причиной обращения истца с настоящим административным иском в суд.
Согласно ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, налоговый орган начислил пени, в том числе: за просрочку уплаты земельного налога в размере 6,30 рублей.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование № 368193 от 16.10.2015 с предложением оплатить в срок до 01 февраля 2016 года имеющуюся по состоянию на 16.10.2015 недоимку по земельному налогу за 2014 в размере 297 рублей и пени в размере 3,60 рубля. Сведения об исполнении требования и оплате недоимки по земельному налогу и пени в общей сумме 300,60 рубля материалы дела не содержат; стороной ответчика доказательства, подтверждающие факт оплаты указанной суммы не представлены, что может явиться основанием для удовлетворения требования истца.
Вместе с тем,в силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения органом, обратившимся с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание, что общая сумма взыскания не превышает 10000 рублей, а с момента истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога прошло более трех лет, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд.
Положениями статьи 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированными государственным органом, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания.
При таких обстоятельствах, установив, что на момент обращения в суд с настоящим иском налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного законодателем срока и убедительных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе Управлению ФНС России по Костромской области в удовлетворении административного искового заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 300,60 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░