Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-501/2023 ~ М-159/2023 от 24.01.2023

Дело № 2а-501/2023

УИД 75RS0002-01-2023-000264-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2023 года                                    г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе

председательствующего судьи Матвеевой А.А.,

при секретаре Серовой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Токарева В. В.ича к ФКУ «СИЗО-1» УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации,

установил:

Токарев В.В. обратился в Ингодинский районный суд г. Читы с административным исковым заявлением, в котором указывает на ненадлежащие условия содержания в следственном изоляторе в камере №<данные изъяты> в период с 25.03.2022 по 26.06.2022, а именно:

- санузел не был оборудован системой слива;

- стол для приема пищи не рассчитан на количества лиц, пребываемых в камере, в связи с чем прием пищи осуществлялся поочередно;

- отсутствовали (тумба, табуреты) для складирования одежды перед сном;

- отсутствовало ночное освещение, в камере предусмотрена только лампа дневного света;

- в зимний период времени температура была ниже установленной нормы;

- не осуществлялся вывод осужденных на прогулку согласно графику;

- не выдавался ежемесячный гигиенический паек;

- отсутствовало горячие водоснабжение;

Кроме того, заявителем указано на тот факт, что режимный корпус №1, в котором располагается камера №№, находится в аварийном состоянии, капитальный ремонт не проводился, что небезопасно для жизни осужденных.

Указанное в совокупности причиняло Токареву В.В. страдания, в связи с чем просит взыскать компенсацию в размере 340000 руб.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле 27.01.2023 в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России.

В судебном заседании представитель ФКУ СМИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Лосякова А.О. против иска возражала.

Представитель УФСИН России по Забайкальскому краю и ФСИН России Эпова К.В. против иска возражала

Токарев В.В. административный иск поддержал в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" даны следующие разъяснения.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статья 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 1 статьи 12 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима содержания.

В силу статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

Подпунктом 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утверждённого Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 04.11.2019), задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Как установлено судом, Токарев В.В. с 25.03.2022 по 26.06.2022 содержался в камере №№ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю. САНИТАРНЫЙ УЗЕЛ

Доводы административного истца о том, что в период нахождения в СИЗО-1 унитаз был сломан, поскольку сливной бачок не выполнял свои функции и поэтому приходилось использовать для слива таз с водой, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Так, справкой начальника ОРН Граманчукова Р.И. подтверждается, что аварийной ситуаций в камере не зафиксировано, в том числе касательно работы санузла. Суд отмечает, что Токарев В.В. заявок на ремонт в учреждение не направлял в период содержания.

Кроме того, указанный Токаревым В.В. недостаток (даже при его наличии) касается вопроса надлежащей работы системы смыва в унитазе, но не нарушает основополагающих прав и свобод на отправление естественных нужд, на приватность, на обеспечение водоснабжением. Сам факт использования для смыва таза, а не сливного бачка, не свидетельствует о нарушении прав Токарева В.В. на надлежащие условия содержания с учетом наличия иной возможности (таза) для реализации той же функции.

ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189) при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Из технического паспорта следует, что горячее водоснабжение в камерах не предусмотрено, но имеется централизованное холодное водоснабжение.

Из объяснений истца и представителя ответчика в судебном заседании установлено, что Токарев В.В. имел возможность запросить кипятильник, с помощью которого он мог нагреть необходимый объем воды. Суд полагает, что такие меры соразмерно восполняют допущенные нарушения в части отсутствия раздачи горячей воды.

КОЛИЧЕСТВО ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ, МЕСТА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ

Камера №100, в которой содержался Токарев В.В в спорный период оборудована в строгом соответствии с требованиями статьи 42 Приказа МЮ РФ от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы": двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену, данный факт подтвержден справкой, пояснениями представителей ответчиков и фотоматериалами представленными в дело.

ТЕМПЕРТУРНЫЙ РЕЖИМ

В камере №100 санитарно-бытовое освещение и оборудование камеры соответствует требованиям нормативных документов; температурный режим в камере соответствовал нормам (температурный режим в камерном помещении составлял 20 градусов).

ПРОГУЛКИ

Согласно представленным графикам прогулок, подозреваемые и обвиняемые, содержавшиеся в камерах, где находился Токарев В.В., ежедневно выводились на прогулки продолжительностью не менее одного часа.

ОСВЕЩЕНИЕ

Естественное освещение камеры обеспечивалось через имеющиеся окно. На окне имеется решетка, выполненные из стали диаметр металлических прутов 15 мм. Искусственное освещение (дневное и ночное) камеры создаваемое лампами дневного света и лампами накаливания.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАБОРЫ

Согласно представленным журналам и справкам по прибытии в учреждение Токареву В.В. был выдан гигиенический набор в количестве одного комплекта. Во время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Токарев В.ВВ. с устными либо письменными обращениями об обеспечении его гигиеническими принадлежностями в адрес администрации учреждения не обращался.

АВАРИЙНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЖИМНОГО КОРПУСА

Доводы административного истца об аварийном состоянии корпуса №1 не нашли своего подтверждения, согласно справки начальника ОКБО Трухина А.В. режимный корпус №1 введен в эксплуатацию в 1969 году, ежегодно проводятся осенне-весенние осмотры здания на предмет наличия дефектов фундамента, стен, конструкции и несущих элементов с составлением комиссионных актов. В рамках плана в 2018-2019 гг. проводился частичный капитальный ремонт.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Условия, в которых содержался Токарев В.В., являлись надлежащими, приемлемыми, не нарушающими права и свободы человека и гражданина. В части, где имели место нарушения (по горячей воде), учреждением предпринимались меры для восстановления прав административного истца.

Содержание истца в исправительном учреждении в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечёт нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для удовлетворения требования о компенсации.

Поскольку таких фактов при рассмотрении дела не установлено, требование Токарева В.В. о взыскании компенсации удовлетворению не подлежит.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Основанием заявленных требований является период с 25.03.2022 по 26.06.2022. С настоящим иском Токарев В.В. обратился 27.12.2022, с учетом подачи жалобы начальнику учреждения, заявление подано в установленный срок.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.03.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-501/2023 ~ М-159/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Токарев Владимир Владимирович
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю
Другие
ФСИН России
Суд
Ингодинский районный суд г. Читы Забайкальского края
Судья
Матвеева Алина Александровна
Дело на сайте суда
ingoda--cht.sudrf.ru
24.01.2023Регистрация административного искового заявления
24.01.2023Передача материалов судье
27.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.02.2023Предварительное судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2023Дело оформлено
24.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее