Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-125/2023 ~ М-38/2023 от 13.02.2023

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-125/2023

УИД 39OS0000-01-2023-000046-93

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    27 марта 2023 года                                                                      г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,

при секретаре Худоба О.В.,

с участием прокурора Маркеловой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дзенгилевской Валентины Владимировны к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами от 16 декабря 2020 года № 177, от 27 декабря 2021 года № 199,

                        У С Т А Н О В И Л:

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года № 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года №199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 95,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, включено соответственно под пунктами 11339 и 12217 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.

Нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 31,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, включено соответственно под пунктами 11340 и 12218 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.

    Дзенгилевская В.В., являвшаяся в налоговых периодах 2021 - 2022 годов собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, просит признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает её права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.

    Административные требования мотивированы тем, что принадлежащие Дзенгилевской В.В. объекты не имеют назначения, наименования, вида разрешенного использования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида их фактического использования перед началом налоговых периодов 2021 и 2022 годов административным ответчиком не проводилось, в этой связи включение нежилых помещений с кадастровыми номерами №, № в оспариваемые Перечни противоречит пункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

    В судебном заседании представитель Дзенгилевской В.В. – Сухановская А.А. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.

    Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. просила в административном иске отказать, указав, что нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № включены в Перечни на основании информации о размещении в них соответственно магазина «Цветочная лавка» и парикмахерской «Мария», предоставленной администрацией МО «Зеленоградский муниципальный район».

    Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 и от 24 ноября 2021 года № 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).

В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Решениями окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 26.11.2015 №313 и от 21.12.2020 №45 определены налоговые ставки, которые в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году составляли 1,5 процента, в 2022 году и последующие годы – 2 процента, а в отношении прочих объектов налогообложения в 2019 году и в последующие годы – 0,5 процента.

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.

    Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года № 136 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области» предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года №177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.

Под пунктами 11339, 11340 в данный Перечень включены объекты с кадастровыми номерами соответственно №, №.

Приказ от 16 декабря 2020 года № 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года № 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

Под пунктами 12217, 12218 в указанный Перечень включены объекты с кадастровыми номерами соответственно №. №.

Приказ от 27 декабря 2021 года № 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.

Данные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародован до этой даты.

Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.

    По сведениям ЕГРН, 04 сентября 2009 года на кадастровый учет поставлено здание с кадастровым номером №, с назначением «многоквартирный дом», наименованием «жилой дом с нежилыми помещениями», год завершения строительства 2005, по адресу: <адрес>, в котором расположены принадлежащие административному истцу в налоговых периодах 2021, 2022 годов объекты с кадастровыми номерами №, №.

Данный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, поставленном на кадастровый учет 15.12.2002 года, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обслуживания существующего жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.

По сведениям ЕГРН принадлежащие Дзенгилевской В.В. с 2006 года объекты с кадастровыми номерами № площадью 95,8 кв. м, №, площадью 31,5 кв. м, поставлены на кадастровый учет в марте 2011 года, расположены в цокольном этаже №1 вышеуказанного многоквартирного жилого дома, имеют назначение: нежилое, наименование: встроенные нежилые помещения, вид разрешенного использования: нежилое.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Объекты с кадастровыми номерами №, №, включенные в оспариваемые Перечни не обладают признаками, установленными подпунктами 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, так как расположены в здании с назначением «многоквартирный дом».

Указанные объекты не имеют назначение, разрешенное использование или наименование, которые в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Судом установлено, что сведения о фактическом использовании нежилых помещений с кадастровыми номерами №, № для размещении в них соответственно магазина «Цветочная лавка» и парикмахерской «Мария» предоставлены администрацией МО «Зеленоградский муниципальный район».

Согласно пункту 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 № 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, сведений из открытых источников информации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В материалы дела представлен договор аренды части площадью 58 кв. м (43,5+14,5) нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 95,8 кв. м, заключенный 01 августа 2019 года между Дзенгилевской В.В. (арендодатель) и ФИО12 (арендатор) на срок 11 месяцев с последующим пролонгированием для использования в коммерческой деятельности арендатора для размещения магазина торговли, салона.

Данный договор расторгнут соглашением сторон 30 июля 2022 года.

Площадь арендуемых площадей для размещения объектов торговли и бытового обслуживания, согласно заключенному договору аренды, действовавшему в 2021 и 2022 годах, составила 61% от общей площади нежилого помещения.

    То обстоятельство, что постановлением администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ» от 06 декабря 2022 года №3634 утверждена произведенная перепланировка и переустройство нежилого встроенного помещения с кадастровым номером №, площадь которого составила 94,4 кв. м, не опровергает установленный факт использования данного объекта более 20% от его общей площади для размещения объектов торговли и бытового обслуживания в налоговых периодах 2021 и 2022 годов на основании вышеуказанного договора аренды.

Размещение цветочного магазина в 2022 году в помещении с кадастровым номером № подтверждается и результатами доследственной проверки по заявлению Дзенгилевской В.В. по факту отключения электроэнергии, по результатам которой вынесено 15 ноября 2022 года постановление об отказе в возбуждении.

Стороной административного ответчика представлено 27 отзывов, размещенных в сети «Интернет» о магазине «Цветочная лавка», относимых к налоговым периодам 2021, 2022 годов, а также информация о режиме работы магазина.

Сторона административного истца фактически и не оспаривала использование нежилого помещения с кадастровым номером № в размере более 20% от его общей площади для размещения с 2014 года объекта торговли, указывая лишь на формальное отсутствие до формирования оспариваемых Перечней у административного ответчика доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, поскольку обследование помещения с целью определения вида фактического использования до начала налоговых периодов 2021-2022 годов не проводилось.

В соответствии с частью статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Представленные административным ответчиком в материалы дела документы, хотя и получены в 2023 году, являются относимыми к рассматриваемым налоговым периодам, а, соответственно, могут быть положены в основу выводов суда о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером №.

Кроме того, при формировании Перечней является допустимым использование сведений из открытых источников, к которым относится и информация, размещенная в сети «Интернет» (пункт 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 № 330).

Таким образом, обоснованность включения нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы, подтверждена административным ответчиком надлежащими средствами доказывания.

    Взимание налога на имущество физических лиц исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 95,8 кв. м, имеет экономическое обоснование, принципы равенства и справедливости налогообложения, закрепленные статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, в отношении административного истца не нарушены.

При таких обстоятельствах суд полагает не подлежащими удовлетворению административные исковые требования Дзенгилевской В.В. в части признания не действующими с даты принятия пункта 11339 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года №177, пункта 12217 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года №199.

Что касается требований административного истца о признания недействительными указанных нормативных правовых актов в части включения в Перечни объекта с кадастровым номером №, площадью 31,5 кв. м, то стороной административного ответчика не представлено доказательств, отвечающих требованиям достоверности, допустимости, относимости и достаточности, о фактическом использовании данного нежилого помещения более 20% от его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года №10-П, от 24 марта 2017 года №9-П и от 2 июля 2020 года №32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года №1831-О и №1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.

    Условия для включения объекта с кадастровым номером № в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы отсутствовали, в оспариваемой части нормативные правовые акты не соответствует пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного суд считает подлежащими удовлетворению административные исковые требования Дзенгилевской В.В. о признании не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года №177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года №199.

    Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 11340 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ №177, ░░░░░ 12218 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ №199.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-125/2023 ~ М-38/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Калининградской области
Дзенгелевская Валентина Владимировна
Ответчики
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области
Другие
Степанян Мери Разминовна
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Шкуратова Анастасия Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud--kln.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация административного искового заявления
14.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Дело оформлено
01.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее