Дело №2-775/2024
УИД 34RS0011-01-2023-011300-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волжский Волгоградской области 29 февраля 2024 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Гармановой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Урюпиной В.В.
с участием представителя истца Кондратьевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа – <адрес> к ФИО2 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности,
у с т а н о в и л:
администрация городского округа – <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности, признании недвижимого имущества муниципальной собственностью и просила суд признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО2 на нежилое помещение (подвал), площадью 274 кв.м., с кадастровым номером 34:35:030112:5897, расположенное по адресу: <адрес>, улица имени ФИО5, <адрес>, помещение 1; признать защитное сооружение гражданской обороны – нежилое помещение, площадью 257,3 кв.м., инвентаризационный №..., реестровый номер федерального имущества 1113360000160, с кадастровым номером 34:35:030112:5745, расположенное по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью.
В обоснование требований истец указал, что ответчику принадлежит на праве собственности нежилое помещение (подвал), площадью 274 кв.м., с кадастровым номером 34:35:030112:5897, расположенное по адресу: <адрес>, улица имени ФИО5, <адрес>, помещение 1. Постановлением администрации городского округа – <адрес> от "."..г. №... ФИО2 передан в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 34:35:030112:431, площадью 1 073,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, улица имени ФИО5, 21, вид разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для разрешения гостиниц, ввиду регистрации права собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости. Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от "."..г. №... передано в муниципальную собственность городского округа – <адрес> защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в государственной казне Российской Федерации – нежилое помещение, площадью 257,3 кв.м., инвентаризационный №..., реестровый номер федерального имущества 1113360000160, расположенное по адресу: <адрес>. Собственником помещение с кадастровым номером 34:35:030112:5745 с "."..г. является городской округ – <адрес> на основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от "."..г. №.... Адрес: <адрес> соответствует адресу: <адрес>, улица имени ФИО5, 21. Спорное здание является защитным сооружением гражданской обороны, инвентарный №..., в связи с чем является федеральной собственностью. Регистрационная запись о праве собственности ответчика нарушает права собственника.
Впоследствии истцом исковые требования уточнены и истец просил суд: признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО2 на нежилое помещение (подвал), площадью 274 кв.м., с кадастровым номером 34:35:030112:5897, расположенное по адресу: <адрес>, улица имени ФИО5, <адрес>, помещение 1.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования администрации городского округа -<адрес>, с учетом их уточнения, поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО2, представитель ответчика ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены в установленном порядке.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, представлен отзыв относительно исковых требований, в соответствии с которым нежилое помещение с кадастровым номером 34:35:030112:5745, расположенное по адресу: <адрес> относится к объектам ЗС ГО, которое передано в муниципальную собственность городского округа <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, просило удовлетворить исковые требования в полном объеме, и рассмотреть дело без участия представителя.
Представители третьих лиц управления муниципальным имуществом администрации городского округа-<адрес>, ООО «ФИО1» в судебное заседание не явились, извещены в установленном порядке.
Суд,выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от "."..г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшим на момент регистрации права собственности, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям; областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 2 раздела III приложения №... к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от "."..г. №... «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях №... к Постановлению №... от "."..г. прямо не поименованы.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Согласно статье 1 Федерального закона № 28-ФЗ от "."..г. «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. №... «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Противорадиационные укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации №... от "."..г., под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации №... от "."..г., рассчитаны на случаи режима работы в повседневной деятельности, военное время, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В судебном заседании установлено, что определением Волжского городского суда <адрес> от "."..г. по делу №... утверждено мировое соглашение, заключенное между ФИО2 и ООО «Волг-Отель», по условиям которого общество передало ФИО2 в счет уплаты долга недвижимое имущество: пристроенное здание – инженерно-лабораторного корпуса, площадью 1 651,5 кв.м., этажность 4, подземная этажность 1, расположенное по адресу: <адрес>.
ФИО2 принадлежит на праве собственности нежилое помещение (подвал), площадью 274 кв.м., с кадастровым номером 34:35:030112:5897, расположенное по адресу: <адрес>, улица имени ФИО5, <адрес>, помещение 1. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от "."..г..
Постановлением администрации городского округа – <адрес> от "."..г. №... ФИО2 передан в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 34:35:030112:431, площадью 1 073,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, улица имени ФИО5, 21, вид разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для разрешения гостиниц, ввиду регистрации права собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости.
Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от "."..г. №... передано в муниципальную собственность городского округа – <адрес> защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в государственной казне Российской Федерации – нежилое помещение, площадью 257,3 кв.м., инвентаризационный №..., реестровый номер федерального имущества 1113360000160, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании указанного распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от "."..г. №... городской округ – <адрес> является собственником помещения с кадастровым номером 34:35:030112:5745 с "."..г., что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от "."..г..
Данное обстоятельство также подтверждается и выпиской из реестра муниципального имущества городского округа – <адрес> от "."..г. №..., в соответствии с которой объект недвижимости: нежилое помещение (защитное сооружение гражданской обороны №...), общей площадью 257,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, пр-кт им. Ленина, <адрес>, является муниципальной собственностью.
Согласно письма от "."..г. №...-сп управления муниципальным имуществом администрации городского округа – <адрес> на основании письма комитета земельных ресурсов администрации городского округа – <адрес>, адрес: <адрес> соответствует адресу: <адрес>, улица имени ФИО5, 21.
Согласно паспорта убежища (противорадиционного укрытия) спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что предметом спора является защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в государственной казне Российской Федерации – нежилое помещение, площадью 257,3 кв.м., инвентаризационный №..., реестровый номер федерального имущества 1113360000160, расположенное по адресу: <адрес>.
Разрешая заявленные требования, суд полагает необходимым отметить, что спорное нежилое помещение (убежище) имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования.
Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что защитные сооружения гражданской обороны могут быть расценены как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, соответственно, пункт 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от "."..г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" подлежит применению, в том числе, в отношении спорного объекта.
Таким образом, указанное помещение, являясь объектом гражданской обороны, не может находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 3 раздела 2 ч. II "Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", утвержденных Указом Президента Российской Федерации N 341 от "."..г. приватизация объектов гражданской обороны осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Об этом также следует из пункта 2.2.2 раздела 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от "."..г. N 2980-1, объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения относились к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не принимало решения о приватизации спорного объекта гражданской обороны, следовательно, он из состава федеральной собственности не выбывал, в установленном порядке из федеральной собственности в собственность ответчика не передавался.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от "."..г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от "."..г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 Постановления).
Согласно пункту 2.4 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 583 от "."..г. инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения защитного сооружения гражданской обороны и копии паспортов сооружений.
Как уже установлено судом спорное здание является защитным сооружением гражданской обороны, инвентарный №... (паспорт убежища (противорадиационного укрытия)).
Присвоение защитным сооружениям гражданской обороны инвентарного номера свидетельствует о его постановке на учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доказательств, свидетельствующих об утрате спорным помещением статуса защитных сооружений гражданской обороны, и использовании указанного помещения в производственной деятельности ответчиком суду не представлено.
Согласно абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от "."..г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В данном случае право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку согласно записи в ЕГРП спорный объект принадлежит на праве собственности ответчику.
Как указано выше, спорный объект находится в собственности Российской Федерации, и из ее владения не выбывал.
В связи с чем, истец вправе оспаривать зарегистрированное право только путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что на момент передачи ответчику спорный объект имел статус защитного сооружения гражданского обороны, и регистрационная запись о праве собственности ответчика нарушает права собственника - Российской Федерации, поскольку объект - защитное сооружение гражданской обороны из федеральной собственности не выбывал, в связи с чем суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований истца, следовательно, они подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...>, которая подлежит перечислению в доход бюджета городского округа – <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – <░░░░░> ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░,-░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, "."..░. ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ 138-240-018 30) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░ 274 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 34:35:030112:5897, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░ ░░░5, <░░░░░>, ░░░░░░░░░ 1.
░░░░░░░░ ░ ░░░2, "."..░. ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ 138-240-018 30) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <...>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ "."..░..
░░░░░: ░░░░░░░