УИД 11RS0001-01-2023-007153-55 Дело № 2а-7038/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
рассмотрев 23 июня 2023 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Дерягина ... к судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Артеевой ..., УФССП России по Республике Коми, ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми о признании незаконным постановления от ** ** ** о возбуждении исполнительного производства №...-ИП и его отмене,
установил:
Дерягин А.Ю. обратился с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Сыктывкару №1 УФССП по Республике Коми Артеевой И.В. о признании незаконным и отмене постановления от ** ** ** о возбуждении исполнительного производства №...-ИП о возбуждении исполнительного производства.
В обоснование заявленных требований указано, что судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании задолженности в размере ... рублей в пользу «Северный Народный Банк» (ПАО). ** ** ** исполнительное производство окончено. ** ** ** вынесено постановление о возбуждении исполнительного производство по взысканию исполнительского сбора в размере ... ... рублей. Полагал, что указанное постановление вынесено незаконно, так как после окончания исполнительного производства исполнительский сбор не может быть взыскан.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Республике Коми, ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми.
Административный истец Дерягин А.Ю., надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил
Представитель Дерягина А.Ю. – Дмитриева М.В. на удовлетворении иска настаивала, по изложенным в нем основаниям, указывая на незаконность вынесенного постановления.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Артеева И.В., УФССП России по Республике Коми, ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, «Северный Народный Банк» (ПАО), в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав явившуюся сторону, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ** ** ** судебным приставом ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми вынесено постановление о возбуждении в отношении Дерягина А.Ю. исполнительного производства №...-ИП, на основании исполнительного документа – исполнительного листа №... от ** ** **, выданного Усинским городским судом Республики Коми, о взыскании в пользу «Северный Народный Банк» (ПАО) задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 83 702 848,27 рублей.
Пунктом 2 указанного постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Копия указанного постановления получена и прочитана должником в ГАС Госуслуги ** ** **.
В связи с невыполнением требований в добровольном порядке ** ** ** судебным приставом вынесено постановление о взыскании с Дерягина А.Ю. исполнительского сбора в размере ... ... рублей.
** ** ** в адрес ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми поступило заявление об окончании исполнительного производства и возврате исполнительного документа.
** ** ** судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
** ** ** судебным приставом вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 названного Федерального закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения закона позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действий (бездействия) или решения незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
Судом установлено, что основанием для вынесения оспариваемого постановления от ** ** ** явилось окончание исполнительного производства №...-ИП в рамках которого было вынесено постановление от ** ** ** №... о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением требований исполнительного документа должником в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.
Указанное согласуется с пунктом 16 части 14 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ. в соответствии с которым, после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от ** ** ** о возбуждении исполнительного производства №...-ИП в отношении Дерягина А.Ю. является законным, оснований для его отмены не имеется.
руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ..., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ** ** ** ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № №...-░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░