РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2022 года адрес
Дорогомиловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре фио, с участием помощника Дорогомиловского межрайонного прокурора адрес фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-561/22 по административному иску Прокуронова Дениса Дмитриевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – адрес, Московской городской избирательной комиссии о признании незаконным решения от 25.07.2022 года и решения от 01.08.2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов адрес от 15.06.2022 года № 8/6 на 11.09.2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес.
Полномочия комиссии, организующей данные выборы - Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес возложены на Территориальную избирательную комиссию адрес (далее – Избирательная комиссия).
Решением от 25.07.2022 года № 11/3 Избирательной комиссией отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № l Прокуронова Дениса Дмитриевича.
Решением Московской городской Избирательной комиссии от 01.08.2022 года № 18/2 жалоба Прокуронова Д.Д. на решение внутригородского муниципального образования в адрес – адрес от 25 июля 2022 года № 11/3 оставлена без удовлетворения.
Прокуронов Д.Д. обратился в суд с иском к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – адрес, Московской городской избирательной комиссии о признании незаконным решения от 25.07.2022 года и решения от 01.08.2022 года.
В качестве оснований для оспаривания указанных выше решений административный истец указывает, что 06.07.2022 года он представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес – адрес документы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по избирательному многомандатному округу №1. В соответствии с положениями абз. 2 п. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.п. 35.1 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательного кодекса адрес он в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах, представленных в Избирательную комиссию, указал, что является лицом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Он осуществлял трудовую деятельность в некоммерческой организации Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие», которая внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента 20 апреля 2015 года за № 377150025. Указанное обстоятельство подтверждается:
- записью в трудовой книжке;
- справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2021 года от 31.01.2022 года;
- справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год от 31.01.2022 года;
- справкой о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) от 31.01.2022 года;
- справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы от 31.01.2022 года.
Решением от 25.07.2022 года № 11/3 Избирательной комиссией ему отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № l. Решением Московской городской Избирательной комиссии от 01.08.2022 года № 18/2 его жалоба на решение внутригородского муниципального образования в адрес – адрес от 25 июля 2022 года № 11/3 оставлена без удовлетворения.
С оспариваемыми решениями административный истец не согласен, поскольку трудовую деятельность в некоммерческой организации Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие», которая внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента 20 апреля 2015 года за № 377150025 он осуществлял с декабря 2020 года по январь 2022 года, тогда как решение о назначении выборов было опубликовано 15 июня 2022 года, то есть в период, составляющий два года, а значит императивные требования абз. 2 п. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также указание об этом в подписных листах им были выполнены правильно и в соответствии с действующим законодательством. Осуществление им трудовой функции подтверждается представленными в Избирательную комиссию документами. В связи с указанным, у него не было оснований полагать, что он не является аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом и не внесен в единый реестр. Более того, на кандидата не может и не должна возлагаться обязанность по проверке себя в данном реестре. Избирательное законодательство не ставит в зависимость от нахождения того или иного гражданина в реестре от указания или не указания данных об аффилированности, а ставит в зависимость именно от самого факта осуществления трудовой деятельности у лица, выполняющим функции иностранного агента.
Таким образом, он обоснованно указал в заявлении о баллотировании, а также в избирательных листах сведения о том, что он является лицом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом; а принятые в отношении него решения, которые он оспаривает, незаконны и подлежат отмене.
Административный истец Прокуронов Д.Д., его представитель фио в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали по изложенным в административном иске доводам. Кроме того, представитель административного истца сообщил суду что, по его мнению, сведения об аффилированности Прокуронова Д.Д. с выполняющим функции иностранного агента лицом не были внесены в реестр, поскольку некоммерческая организация Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие» представила в Министерство юстиции по адрес сведения только о членах постоянно действующего руководящего органа, а Прокуронов Д.Д. членом постоянно действующего руководящего органа данной некоммерческой организации не являлся, осуществлял в данной организации трудовые функции.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес фио в судебном заседании доводы письменного отзыва на иск поддержала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Московской городской избирательной комиссии в судебное заседание не явился, просил суд о рассмотрении дела в свое отсутствие в связи с занятостью в другом процессе, представил суду письменный отзыв на заявленные требования, в удовлетворении исковых требований просил суд отказать.
Представитель заинтересованного лица Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по адрес в судебное заседание не явился, просил суд о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил суду письменный отзыв на заявленные требования, в удовлетворении исковых требований просил суд отказать.
Суд, с согласия участников процесса, рассмотрел дело при данной явке.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему выводу.
В силу положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно положениям ст. 21 ч.12 Избирательного кодекса адрес решения избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на должности председателей комиссий; о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов; о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации; об итогах голосования или результатах выборов, признании выборов несостоявшимися или недействительными; о проведении повторных выборов; об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 15 и частями 6 и 7 статьи 86 настоящего Кодекса, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению). При этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном частями 5, 6 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч.6 ст. 86 адрес кодекса адрес решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию.
Согласно ч.7 ст. 86 адрес кодекса адрес решения и действия (бездействие) комиссии муниципального образования и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в Городскую комиссию, а решения и действия (бездействие) Городской комиссии и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Городская комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязаны принять решения в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
Как установлено судом в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 06.07.2022 года Прокуронов Д.Д. представил в Избирательную комиссию документы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 1:
-заявление кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу № 1 с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления на 1 листе;
-копию документа, заменяющего паспорт гражданина (временного удостоверения личности) на 3 листах;
-копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о профессиональном образовании на 4 листах;
-оригинал справки с места работы на 1 листе;
-копию документа, подтверждающего изменение фамилии на 1 листе.
14.07.2022 года Прокуронов Д.Д., пользуясь правом, предоставленным ему частью 1.1. статьи 37 Избирательного кодекса адрес, внес уточнения и дополнения в ранее представленные документы и представил в избирательную комиссию:
-сведения об изменениях в сведениях о кандидате на 1 листе;
-заверенные кандидатом копии страниц паспорта на 10 листах;
-оригинал документа об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе на 1 листе.
15.07.2022 года Избирательная комиссия приняла у Прокуронова Д.Д. документы для регистрации:
-подписные листы, содержащие 28 подписей избирателей в 1 папке на 17 листах;
-протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1 листе;
-первый финансовый отчет на 2 листах;
-справку об остатках на специальном избирательном счете на 1 листе.
Административный истец в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах, представленных в Избирательную комиссию, указал, что является лицом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.
Решением от 25.07.2022 года № 11/3 Избирательной комиссией отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № l Прокуронова Дениса Дмитриевича.
В качестве основания для отказа Избирательная комиссия указала на то, что Прокуроновым Д.Д. в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах, содержащих подписи избирателей в поддержку его выдвижения указаны недостоверные сведения о том, что он является «аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом», следовательно, с учетом положений п.5 ч.20 ст. 37 адрес кодекса адрес, п. 8 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах Прокуроновым Д.Д. (28 подписей) являются недействительными.
Принимая оспариваемое решение, Избирательная комиссия руководствовалась официальными ответами уполномоченного органа – Министерства юстиции Российской Федерации.
На указанное решение Избирательной комиссии Прокуроновым Д.Д. была подана жалоба в Московскую городскую избирательную комиссию.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 01.08.2022 года № 18/2 жалоба Прокуронова Д.Д. на решение внутригородского муниципального образования в адрес – адрес от 25 июля 2022 года № 11/3 оставлена без удовлетворения.
Свое решение административный ответчик Московская городская избирательная комиссия мотивировал тем, что по результатам проведенной проверки не нашел основание для отмены решения от 25.07.2022 года № 11/3 внутригородского муниципального образования в адрес – адрес, поскольку сведения о наличии у административного истца статуса физического лица, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, не подтверждаются ответами ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по адрес, и, поскольку сведения о кандидате в подписных листах не соответствуют действительности, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, а основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пункт 6.8 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что избирательная комиссия при проведении проверки сведений о том, является ли кандидат физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, обязан сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию в течение десяти дней, а если представление избирательной комиссии поступило за десять и менее дней до дня голосования, - в срок, установленный избирательной комиссией.
Согласно п. 8.1 ст. 2.1 Федерального закона Федеральный от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет единый реестр сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами (далее - единый реестр).
Включению в реестр подлежат сведения о физическом лице:
1) включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
2) включенном в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
3) входящем (входившем) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) являющемся (являвшемся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
4) входящем (входившем) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) являющемся (являвшемся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
5) входящем (входившем) в состав органов управления и (или) являющемся (являвшемся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
6) осуществляющем (осуществлявшем) политическую деятельность и получающем (получавшем) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.
В целях реализации вышеуказанной нормы ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлена обязанность некоммерческой организации, включая организации, выполняющие функции иностранного агента, предоставлять отчет о персональном составе руководящих органов и работников в соответствующий уполномоченный орган.
Как дополнительно пояснило Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по адрес в представленном отзыве на административное исковое заявление - во исполнение указанных положений закона некоммерческая организация - Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие» (01 РН 1027739104293, 20.04.2015 года включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента), предоставила в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве отчет о персональном составе руководящих органов и работников за 2021 год.
Отчет датирован 15.04.2022 года, подписан уполномоченным лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени некоммерческой организации - Председателем фио.
В Сведениях о персональном составе работников некоммерческой организации указаны 6 работников, приводятся их персональные данные, должности, реквизиты трудовых договоров. В числе работников Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие» Прокуронов Д.Д. не значится.
Из иных источников сведений о том, что Прокуронов Д.Д. аффилирован с выполняющим функции иностранного агента лицом в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, также не поступало.
При проведении проверки сведений о том, что Прокуронов Д.Д. является аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом Избирательная комиссия в установленном законом порядке обратилась в уполномоченный орган с запросами от 11.07.2022 года № 02-06/58 и от 19.07.2022 года № 02-06/127.
Согласно полученным ответам Главного управления Министерства юстиции РФ по адрес от 14.07.2022 № 77/03-38178 и от 22.07.2022 года № 77/03-40632 уполномоченный орган информацией о том, что Прокуронов Денис Дмитриевич является аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, не располагает.
Таким образом, принимая обжалуемое решение, Избирательная комиссия действовала в пределах возложенных на нее полномочий и руководствовалась официальной информацией уполномоченного органа.
Действующее законодательство не наделяет избирательные комиссии при проведении проверки указанных кандидатами сведений о наличии у них статуса иностранного агента или статуса аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, правом запрашивать у кандидата какие-либо документы, связанные с их прошлой трудовой деятельностью, равно как и другие документы и сведения.
Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – адрес о том, что представленные Прокуроновым Д.Д. дополнительные документы, подтверждающие, что им с декабря 2020 года по январь 2022 года осуществлялась трудовая деятельность в некоммерческой организации «Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие» (ОГРН 1027739104293), внесенной в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента 20.04.2015 года за № 377l50025, не могут быть приняты во внимание, поскольку даже если бы данные документы были представлены в Избирательную комиссию до рассмотрения вопроса о регистрации (об отказе в регистрации) Прокуронова Д.Д., Избирательная комиссия не была бы правомочна давать им правовую оценку и устанавливать факт аффилированности кандидата с выполняющим функции иностранного агента лицом.
Довод представителя административного истца о том, что сведения об аффилированности Прокуронова Д.Д. с выполняющим функции иностранного агента лицом не были внесены в реестр, поскольку некоммерческая организация Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие» сообщила только о членах постоянно действующего руководящего органа, а Прокуронов Д.Д. членом постоянно действующего руководящего органа данной некоммерческой организации не являлся, осуществлял в данной организации трудовые функции, опровергается представленными в дело Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве документами, из которых следует, что Региональной общественной благотворительной организацией помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие» в Министерство юстиции по адрес был представлен отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников за 2021 год, копия которого приложена к письменным возражениям, в котором отсутствуют сведения об административном истце Прокуронове Д.Д.
Согласно положениям п.8 ч.7 ст. 37 адрес кодекса адрес недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, если сведения о кандидате не соответствуют действительности.
Согласно п.5 ч.20 ст. 37 адрес кодекса адрес основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Таким образом, Прокуроновым Д.Д. в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах, содержащих подписи избирателей в поддержку его выдвижения, указаны недостоверные сведения о том, что он является «аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом», следовательно, с учетом положений п.5 ч.20 ст. 37, п. 8 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах Прокуроновым Д.Д. (28 подписей) являются недействительными.
Оспариваемые решения приняты на правомочных заседаниях Избирательной комиссии необходимым для принятия такого рода решений количеством голосов; принимая обжалуемые решения избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес – адрес, Московская городская избирательная комиссия, в соответствии с положениями ч.12 ст.21, ч.6, ч.7 ст. 86 адрес кодекса адрес, действовали в пределах возложенных на них полномочий и руководствовались официальной информацией уполномоченного органа.
В связи с указанным, приведенными положениями действующего законодательства, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований Прокуронова Д.Д. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – адрес, Московской городской избирательной комиссии о признании незаконным решения от 25.07.2022 года и решения от 01.08.2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244, ч.3 ст. 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.07.2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 01.08.2022 ░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░