Административное дело № 2а-799/2023
УИД 21RS0006-01-2023-000722-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2023 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Шмелевой И.В.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Рожнова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту прав и законных интересов Кондратьева А.В., Максимовой И.А., действующей за себя лично и в качестве законного представителя М., Максимова М.В., Максимова В.В., Борисовой Н.Н., Филипповой (Борисовой) А.А., Борисова А.А., Григорьева Н.П., Ванюхиной Н.П., Давыдовой В.П., Азмухановой Г.Г., Волынова В.М., Кутовой В.М. к администрации г. Канаш Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия по расселению собственников жилых помещений аварийного многоквартирного дома,
установил:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с административным иском с учетом последующего его уточнения в защиту прав и законных интересов Кондратьева А.В., Максимовой И.А., действующей за себя лично и в качестве законного представителя Максимова А.В., Максимова М.В., Максимова В.В., Борисовой Н.Н., Борисовой А.А., Борисова А.А., Григорьева Н.П., Ванюхиной Н.П., Давыдовой В.П., Азмухановой Г.Г., Волынова В.М., Кутовой В.М. к администрации г. Канаш Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия по расселению собственников жилых помещений аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-2, 5-10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и обязании в течение одного года после вступления решения суда в законную силу совершить полный объем действий по расселению собственников жилых помещений (квартир) № по адресу: <адрес>, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-2, 5-10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Канашской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства администрацией г. Канаш Чувашской Республики при расселении граждан, проживающих в многоквартирном доме <адрес>. Распоряжением администрации г. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом <адрес> в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических лиц ДД.ММ.ГГГГ, срок отселения по состоянию на время проведения проверки не изменялся. Пунктами 4 и 5 распоряжения администрации г. Канаш установлено, что рабочей группе из состава должностных лиц администрации г. Канаш необходимо направить собственникам помещений требование о сносе аварийного многоквартирного дома и разработать план по расселению в соответствии с Жилищным кодексом РФ, рекомендовать собственникам организовать работу по сносу аварийного многоквартирного дома в разумный срок за счет собственных средств. Многоквартирный дом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года постройки, двухэтажный, одноподъездный, имеет скатную кровлю, централизованное водоотведение и горячее водоснабжение отсутствуют, в доме находится № квартир, в которых проживают собственники жилых помещений. Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу явилось техническое заключение №, подготовленное ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Согласно справке Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № из вышеуказанного заключения следует, что итоговая величина физического износа составила 74 %, были обнаружены признаки физического и внешнего износа в процессе эксплуатации здания, где состояние объекта в целом неудовлетворительное, для постоянного проживания непригодное. Основные несущие конструкции здания (фундамент, стены, перекрытия) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих, этим конструктивным элементам требуется полная замена с полным демонтажем/монтажем жилого помещения. Остальные несущие конструкции здания отнесены к категории ветхое, неудовлетворительное (требуется частичная замена отдельных элементов конструкции). По сведениям Автономного учреждения «Бюро технической инвентаризации» города Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ не момент обследования дома физический износ конструктивных элементов дома составил 65 - 70 % из расчета по методике ВСН-53-86 (Р). Указанные дефекты очевидно свидетельствуют о том, что состояние дома еще в ДД.ММ.ГГГГ угрожало и по состоянию на момент проверки угрожает жизни и здоровью граждан - жителей многоквартирного дома <адрес>. Установлено, что администрацией г. Канаш до настоящего времени к собственникам требования о сносе указанного дома в разумный срок за счет их собственных средств не предъявлены, земельный участок и каждое жилое помещение не изъяты, меры к выкупу жилых помещений у собственников либо предоставлению взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений не приняты. Проверкой установлено, что до настоящего времени собственники жилых помещений не расселены из указанного многоквартирного дома, полный объем действий по расселению собственников жилых помещений в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-2, 5-10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, администрацией г. Канаш не совершен. Определение срока проведения мероприятий по отселению жильцов дома является компетенцией органа местного самоуправления, который не может реализоваться произвольно. В связи с выявленными нарушениями в деятельности администрации г. Канаш в адрес главы администрации города ДД.ММ.ГГГГ за № внесено представление, по результатам которого действенные меры по устранению нарушений не предприняты. Непринятие административным ответчиком мер к расселению граждан из аварийного многоквартирного жилого домка влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью лиц, проживающих в жилых помещениях.
В судебном заседании прокурор Рожнов А.А. заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении мотивам.
Административные истцы Кондратьев А.В., Максимова И.А., действующая за себя лично и в качестве законного представителя М., Максимов М.В., Максимов В.В., Борисова Н.Н., Борисова А.А., Борисов А.А., Григорьев Н.П., Ванюхина Н.П., Давыдова В.П., Азмуханова Г.Г., Волынов В.М., Кутова В.М., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явились.
Представитель административного ответчика - администрации г. Канаш Чувашской Республики Сладкова С.Н. в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ полагала, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку в настоящее время в Чувашской Республике реализуется республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2023 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92. Многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации г. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не может быть расселен в рамках вышеуказанной Программы. Формирование новой программы возможно при условии выполнения обязательств по переселению граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленного для субъекта лимита. В бюджете г. Канаш на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на расселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-2, 5-10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, не предусмотрены. Все средства бюджета города Канаш распределены на реализацию муниципальных программ. При этом муниципальная программа либо подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не разрабатывалась и не утверждалась. В адрес истцов неоднократно были направлены предложения для временного проживания в помещениях маневренного жилищного фонда г. Канаш до предоставления жилья по программе переселения граждан из аварийного жилья.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Согласно п.п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в п. 47 Положения.
В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года постройки, двухэтажный, одноподъездный, имеет скатную кровлю, централизованное водоотведение и горячее водоснабжение отсутствуют, в доме расположено № жилых помещений: квартира № находится в собственности Кондратьева А.В., квартира № - в собственности Максимова В.В. (1/4 доля в праве общей долевой собственности), Максимовой И.А. (1/4 доля в праве общей долевой собственности), Максимова М.В. (1/4 доля в праве общей долевой собственности), М. (1/4 доля в праве общей долевой собственности), квартира № - в собственности Борисовой А.А. (1/3 доля в праве общей долевой собственности), Борисова А.А. (1/3 доля в праве общей долевой собственности), Борисовой Н.Н. (1/4 доля в праве общей долевой собственности), квартира № - в собственности Григорьева Н.П., квартира № - в собственности Ванюхиной Н.П. (1/4 доля в праве общей долевой собственности), Давыдовой В.П. (3/4 доля в праве общей долевой собственности), квартира № - в собственности Азмухановой Г.Г., квартира № - в собственности Волынова В.М., квартира № - в собственности К., умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследником, принявшим наследство после которого является Кутова В.М. (том № л.д. №).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (том № л.д. №).
Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу явилось техническое заключение №, подготовленное ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (том № л.д. №), согласно которому по результатам визуального осмотра объекта исследования и всестороннего анализа всей имеющейся информации были обнаружены признаки физического и внешнего износа, указанные в исследовательской части. Состояние объекта в целом неудовлетворительное, для постоянного проживания непригодное. Имеются ухудшения, связанные с физическом износом, внешним в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик. Основные несущие конструкций здания (фундамент, стены, прикрытия) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих, этим отдельным конструктивным элементам требуется полная замена, с полным демонтажем/монтажом жилого помещения. Остальные несущие конструкции здания отнесены к категории ветхое, неудовлетворительное (требуется частичная замена отдельных элементов конструкции). Рассчитанный физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 74%.
Распоряжением администрации г. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом <адрес> в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктами 4 и 5 Распоряжения администрации г. Канаш установлено, что рабочей группе из состава должностных лиц администрации г. Канаш необходимо направить собственникам помещений требование о сносе аварийного многоквартирного дома и разработать план по расселению в соответствии с Жилищным кодексом РФ, рекомендовать собственникам организовать работу по сносу аварийного многоквартирного дома в разумный срок за счет собственных средств (том № л.д. №).
Из справки старшего помощника Канашского межрайонного прокурора К. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что им с привлечением специалистов Госжилинспеции Чувашской Республики, ОНД и ГТР по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии, АУ «БТИ», Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в г. Канаш» с выходом на место проведен осмотр многоквартирного дома <адрес> на предмет наличия (отсутствия) угрозы проживания граждан, обрушения дома. По сведениям территориального отдела Роспотребнадзора (Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в г. Канаш) дом не соответствует требованиям п. 127 СанПиН 2.1.3684-21 ввиду отсутствия горячего водоснабжения и водоотведения в доме. Согласно информации Госжилинспекции Чувашии многоквартирный дом <адрес> ввиду отнесения основных несущих конструкций здания (фундамент, стены, перекрытия) к категории аварийных, представляет опасность для проживающих в нем граждан, остальные несущие конструкции здания отнесены к категории ветхих и их состояние неудовлетворительное. По результатам проверки в адрес главы администрации г. Канаш ДД.ММ.ГГГГ внесено представление № с требованием о расселении жителей дома ввиду наличия угрозы их жизни и здоровью при условии проживания в доме (том № л.д. №).
Согласно ответу администрации города Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящее время на территории Чувашской Республики реализуется республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим к сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92. Дом <адрес> в данную программу не вошел. Из-за дефицита бюджетных средств администрация г. Канаш не в состоянии расселить жильцов, проживающих в аварийных домах, направлено письмо в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о выделении денежных средств для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на условиях софинансирования. Для расселения жильцов указанного дома в рамках переселения граждан из аварийного жилого фонда направлено письмо Собранию депутатов города Канаш о выделении денежных средств. Проведена актуализация граждан, проживающих спорном доме, а также запрошены сведения из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии других жилых помещений. Проведена сметная оценка трех жилых помещений для проведения ремонта и приведения в соответствие с установленными санитарными техническими правилами и нормами, требованиями пожарной безопасности и иными требованиями законодательства. В настоящее время ведутся торги по определению подрядчиков. Гражданам, не имеющим других жилых помещений, направлены письма о предоставлении жилья из маневренного жилого фонда. По результатам рассмотрения представления принято решение - за допущенные нарушения жилищного законодательства ограничиться ранее наложенными дисциплинарными взысканиями в виде замечания в отношении заведующего сектором учета и распределения жилья администрации г. Канаш Чувашской Республики И. Администрация города обязалась принять меры к недопущению впредь таких нарушений (том № л.д. №).
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Материалами дела установлено, что до настоящего времени собственники жилых помещений не расселены из многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, признанного аварийным, полный объем действий по расселению собственников жилых помещений в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 2, 5 - 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, администрацией г. Канаш Чувашской Республики не совершен.
Кроме того, как указано выше, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Однако, с требованиями о сносе или реконструкции многоквартирного жилого дома администрация г. Канаш Чувашской Республике к собственникам жилых помещений не обращалась.
Земельный участок и каждое жилое помещение в многоквартирном доме не изъяты, меры к выкупу жилых помещений у собственников либо предоставлению взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений не приняты.
Непринятие администрацией г. Канаш Чувашской Республики мер к расселению граждан из аварийного многоквартирного дома влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью лиц, проживающих в жилых помещениях.
Определение срока проведения мероприятий по отселению жильцов дома является компетенцией органа местного самоуправления, который не может устанавливаться произвольно.
Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению жильцов дома в разумный срок.
То обстоятельство, что администрацией г. Канаш Чувашской Республики в адрес истцов неоднократно направлены предложения для временного проживания в помещениях из маневренного жилищного фонда г. Канаш до предоставления жилья по программе переселения граждан из аварийного жилья, не свидетельствует о законности оспариваемых действий.
Указание представителя административного ответчика на отсутствие финансирования, не включение многоквартирного жилого дома в адресную программу«Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим к сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92, не свидетельствует о пригодности для проживания жилого дома, и вывод о его непригодности для проживания в данном случае является достаточным основанием для возложения на административного ответчика обязанности совершить действия по расселению собственников жилых помещений № по адресу: <адрес>, в порядке, установленном ч.ч. 1 - 2, 5 - 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, фактическое непринятие мер по расселению граждан в течение длительного времени свидетельствует о незаконном бездействии администрации городского округа.
То обстоятельство, что администрация г. Канаш Чувашской Республики приняла распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении срока отселения граждан и сноса аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного истца, поскольку указанный в нем срок истек, полный объем требований ст. 32 Жилищного кодекса РФ административным ответчиком не выполнен.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 22 Постановления от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, при рассмотрении дела было установлено бездействие администрации г. Канаш Чувашской Республики, выразившееся в несвоевременном принятии мер к проведению расселения собственников жилых помещений аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 2, 5 - 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
При этом суд считает необходимым возложить на администрацию г. Канаш Чувашской Республики обязанность совершить полный объем действий по расселению собственников жилых помещений 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 по адресу: порядке, установленном ч.ч. 1 - 2, 5 - 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного заявленные административным истцом требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Согласно ст.187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с характером требований, учитывая принцип разумности, в целях обеспечения соблюдения баланса интересов сторон суд считает необходимым установить срок исполнения решения - 1 год 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 - 2, 5 - 10 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ № ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 - 2, 5 - 10 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░