административное дело № 2а-982/2019
УИД 66RS0012-01-2019-001032-03
В окончательном виде решение изготовлено 09 июля 2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский Свердловской области |
04 июля 2019 г. |
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре Ховренковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-982/2019 по административному исковому заявлению Главы города Каменск-Уральский к начальнику Отдела надзорной деятельности г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Аверинскому Василию Валерьевичу, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании незаконными распоряжения, акта и предписания,
установил:
Глава г. Каменска-Уральского обратился с административным иском к начальнику Отдела надзорной деятельности г.Каменска-Уральского, Каменского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Аверинскому В.В. (далее также начальник Отдела надзорной деятельности Аверинский В.В.), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании незаконными распоряжения от 01.04.2019 № 36, акта № 36 от 26.04.2019 и предписания № 36/1/1 от 26.04.2019.
В обоснование административного иска указано, что 01.04.2019 в адрес Администрации г. Каменска-Уральского поступило распоряжение начальника Отдела надзорной деятельности Аверинского В.В. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 01.04.2019 № 36. В обоснование законности проведения данной внеплановой выездной проверки указано, что она проводится с целью исполнения поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. от 25.01.2019 № ЮБ-П4-628 о проверке подготовки населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. Поскольку в распоряжении были неоднозначно указаны субъект проверки и цели проведения внеплановой проверки, Администрацией г. Каменска-Уральского была истребована информация и документы, относящиеся к предмету проверки. Одновременно надзорный орган был уведомлен о том, что в соответствии с распоряжением от 01.04.2019 № 36 проверка проводится в отношении муниципального образования «город Каменск-Уральский», которое не является юридическим лицом, а соответственно не может быть субъектом проверки. Также указано, что из поручения от 25.01.2019 № ЮБ-П4-628 следует, что надзорному органу поручено провести внеплановые выездные проверки в населенных пунктах, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, а также на объектах экономики, имеющих общую границу с лесными участками и во вновь организованных (реорганизованных, переименованных) детских оздоровительных лагерях, не вошедших в сводный план проведения плановых проверок на текущий 2019 г. В связи с чем, истец полагает, что надлежащими субъектами проверки являются в числе прочих организаций (юридические лица), отвечающие за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а предметом проверки – проверка их деятельности в сфере соблюдения пожарной безопасности, а также проверка состояния используемых (эксплуатируемых) ей объектов защиты на территории населенного пункта. Вместе с тем, 26.04.2019 начальником Отдела надзорной деятельности Аверинским В.В. проведена внеплановая выездная проверка муниципального образования город Каменск-Уральский, по результатам которой был составлен акт проверки от 26.04.2019 № 36, согласно которому в ходе проверки выявлены следующие нарушения
- деревня Волково не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- поселок Красная Звезда не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- деревня Байновка не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- станция УАЗ не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- не обеспечено исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения поселка Мирный, чем нарушен пункт 55 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.
На основании вышеприведенного акта № 36 от 26.04.2019 начальником Отдела надзорной деятельности Аверинским В.В. вынесено предписание № 36/1/1 от 26.04.2019 в отношении Главы Муниципального образования город Каменск-Уральский Шмыкова А.В. по устранению выявленных и отраженных в акте № 36 нарушений требований пожарной безопасности со сроком их устранения до 01.10.2021.
В иске указано, что с распоряжением, актом проверки, предписанием административный истец не согласен, поскольку данными документами нарушены его права на их законность и исполнимость, возложены обязанности, не предусмотренные законом. Так, в соответствии с Уставом муниципального образования город Каменск-Уральский (статья 1) муниципальное образование город Каменск-Уральский наделено статусом городского округа. А поскольку муниципальное образование город Каменск-Уральский является публично-правовым образованием, не имеющим статуса юридического лица, то, соответственно, не может выступать субъектом, в отношении которого может проводиться внеплановая выездная проверка, в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)».
Также указано, что в соответствии со статьей 2 Устава городской округ представляет из себя несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. В целях организации управления территория муниципального образования делится на два района Синарский и Красногорский. В состав территории городского округа входят: г. Каменск-Уральский, а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории сельских населенных пунктов: деревня Кодинка, деревня Малая Кодинка, деревня Монастырка, деревня Новый Завод, деревня Токарева, Поселок Госдороги. Такой состав территории в Уставе определен на основании Приложения № 13 к закону Свердловской области от 20.07.2015 № 95-ОЗ «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», где описаны границы г. Каменска-Уральского, а также отражены на схематичной карте. Из названных нормативных актов следует, что деревень Волково, Байновка, поселков Красная Звезда, Мирный и Станции УАЗ как сельских населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования город Каменск-Уральский, не имеется. Также обозначенные в оспариваемых акте и предписании территории не имеют статуса сельских населенных пунктов, их границы нормативными актами не закреплены, на Генеральном плане города Каменск-Уральский не значатся. Кроме того, таких населенных пунктов не существует.
Также указано на то, что начальником Отдела надзорной деятельности Аверинским В.В. в предписании от 26.04.2019 не указано какой именно пункт статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» был нарушен. Указанные в акте и предписании нарушения можно отнести к абзацу 3 названной статьи, вместе с тем данная норма предусматривает полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, коими перечисленные в акте и предписании не являются.
Кроме того, указано, что в оспариваемых акте и предписании не указано, какое именно обязательство из установленных статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» нарушено административным истцом. Вменение нарушения всей нормы полагает не обоснованным.
Относительно нарушения пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, также указано, что он также применим к сельским поселениям, которым поименованные в акте и предписании территории не относятся. Также указано, что не приведено конкретной обязанности, изложенной в пункте 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, которая была нарушено истцом.
В связи с изложенным, административный истец полагает, что проверка проведена за пределами ее предмета, так как проверяемые объекты не отнесены к проверяемым согласно поручению от 25.01.2019 № ЮБ-П4-628, с нарушением действующего законодательства, с выставлением необоснованных требований.
В судебном заседании представитель административного истца Юровский А.А. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам. Дополнительно указал, что ни одни из оспариваемых документов не уточняет место проведения проверки, не указаны улицы, конкретное место, что ответчиком не проводились замеры, экспертиза, что истец не является субъектом проверки.
Административный ответчик начальник Отдела надзорной деятельности Аверинский В.В., действующий также в качестве представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, против удовлетворения иска возражал, поддержав доводы письменных возражений, в которых указано, что проверка проводилась в отношении муниципального образования город Каменск-Уральский, распоряжение о проведении внеплановой проверки выдано на законных основаниях, поскольку территория г. Каменска-Уральского отнесена к категории подверженных угрозе лесных пожаров. По результатам проверки были выявлены нарушения в деревнях Волково, Байновка, поселках Красная Звезда, Мирный, Станции УАЗ и административному истцу выдано предписание, пункты которого направлены на сохранность имущества и обеспечение безопасности граждан г. Каменска-Уральского. Также указано, что Администрация г. Каменска-Уральского в лице Главы муниципального образования Шмыкова А.В. является субъектом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах г. Каменска-Уральского. Кроме того, указано, что административным истцом 12.03.2018 было утверждено расписание выезда подразделений пожарной охраны, в приложении к которому поименованы указанные в предписании деревни, поселки и Станция УАЗ. Дополнительно пояснил, что в границах улиц г. Каменска-Уральского отсутствуют источники пожаротушения, что муниципальное образование само выбирает, каким образом бедут устранены нарушения.
Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Председателем Правительства Российской Федерации Борисовым Ю.И. дано поручение от 25.01.2019 № ЮБ-П4-628 о проверке подготовки населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.
Во исполнение указанного поручения начальник Отдела надзорной деятельности Аверинский В.В. выносит распоряжение от 01.04.2019 № 36 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Муниципального образования «город Каменск-Уральский». В качестве задач проверки указано: осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организацией требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверки деятельности организации, состояния используемых ей объектов защиты. Предметом проверки указано: соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Срок проведения проверки 18 рабочих дней (с 03.04.2019 по 26.04.2019). Также в распоряжении приведен перечень документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
В связи с поступлением данного распоряжения, первым заместителем главы Администрации города в адрес начальника Отдела надзорной деятельности Аверинского В.В. 02.04.2019 направлено письмо с просьбой предоставить поручение от 25.01.2019 № ЮБ-П4-628 с целью уточнения предмета проверки. Также указано на то, что указанное в распоряжении лицо, в отношении которого проводится проверка, - Муниципальное образование город Каменск-Уральский, не является юридическим лицом, в связи с чем возникла неопределенность с документами, какие именно и по каким объектам необходимо представить.
26.04.2019 начальником Отдела надзорной деятельности Аверинским В.В. составлен акт проверки № 36, в котором указано, что в отношении Муниципального образования город Каменск-Уральский была проведена внеплановая выездная проверка (19.04.2019 с 10.00 час. до 12.00 час.), в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами
- деревня Волково не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- поселок Красная Звезда не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- деревня Байновка не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- станция УАЗ не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 80 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- не обеспечено исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения поселка Мирный, чем нарушен пункт 55 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.
26.04.2019 Главе Муниципального образования город Каменск-Уральский Шмыкову А.В. вынесено предписание № 36/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.10.2021.
Согласно положениям статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основанием для проведения внеплановой проверки является, в числе прочего, наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, руководители органов местного самоуправления; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Согласно статье 26 Устава муниципального образования город Каменск-Уральский, принятым Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 № 148, Глава города является высшим должностным лицом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава. Глава города возглавляет администрацию городского округа и исполняет полномочия главы администрации. Глава города как высшее должностное лицо муниципального образования наделяется в соответствии с настоящей статьей Устава собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа; осуществляет обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа.
В силу статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки;
10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
В соответствии со статьей 17 названного Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в числе прочего выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений статьи 18 указанного Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
7.1) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденном Приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в числе прочих, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно положениям статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
В силу пункта 55 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно пункту 80 названных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В качестве довода о незаконности оспариваемых распоряжения № 36 от 01.04.2019, акта № 36 от 26.04.2019 и предписания № 36/1/1 от 26.04.2019 административный истец ссылался на то, что указанные документы вынесены в отношении Муниципального образования город Каменск-Уральский, которое не является юридическим лицом и не может быть субъектом проверки.
Соглашаясь с данным доводом, суд исходит из того, что Уставом муниципального образования город Каменск-Уральский, принятым Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 № 148 (далее – Устав), Муниципальное образование город Каменск-Уральский наделено статусом городского округа Законом Свердловской области «Об установлении границ муниципального образования город Каменск-Уральский и наделении его статусом городского округа» от 12.10.2004 № 70-ОЗ. Таким образом, поскольку Муниципальное образование город Каменск-Уральский является публично-правовым образованием (в большей степени территориальной единицей), не имеющим статуса юридического лица, оно не могло быть субъектом проверки ответчика.
В соответствии со статьей 2 Устава городской округ – несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
В целях организации управления территория муниципального образования делится на два района: Синарский и Красногорский.
В состав территории городского округа входят: город Каменск-Уральский, а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории сельских населенных пунктов: деревня Кодинка, деревня Малая Кодинка, деревня Монастырка, деревня Новый Завод, деревня Токарева, поселок Поселок Госдороги.
Административным центром городского округа является город Каменск-Уральский, в котором находится Городская Дума города Каменска-Уральского.
Таким образом, населенных пунктов с названиями деревня Волково, поселок Красная Звезда, деревня Байновка, Станция УАЗ, поселок Мирный в составе территории городского округа Каменск-Уральский не имеется, их границы ничем не закреплены, отсутствуют сведения о числе жителей, что делает невозможным определить обоснованность вменения нарушений положений статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 80 и пункта 55 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390. В данном случае суд также соглашается с доводами административного иска, в том числе в части того, что поименованные в акте и предписании деревни, поселки и Станция УАЗ в отсутствие доказательств обратного не являются сельскими населенными пунктами.
При таких обстоятельствах, в силу вышеприведенных норм, установив наличие предусмотренной частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности обстоятельств, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, а распоряжение № 36 от 01.04.2019, акт проверки № 36 от 26.04.2019, предписание № 36/1/1 от 26.04.2019 незаконными и подлежащими отмене.
Доводы административного ответчика о том, в расписании выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожаров приведены те же самые населенные пункты с указанием улиц, выводов суда не опровергают, поскольку в оспариваемых документах отсутствуют адресные сведения (улицы и номера домов).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 179, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 01.04.2019 № 36, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ 26.04.2019 № 36, ░░░░░░░░░░░ № 36/1/1 ░░ 26.04.2019.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░