РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2017 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Коваленко Т.К.,

При секретаре Ануфриевой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре о признании предписания государственного органа незаконным

УСТАНОВИЛ

ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс» обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что на основании приказа № от 23.09.2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) в отношении ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс» была проведена плановая выездная проверка. По результатам проверки составлен Акт проверки от 01.11.2016 года № с выявленными нарушениями :

1) установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ почвы на участке №1 в зоне осуществления деятельности ООО «Нижневартовский ГПК» по показателям : нефтепродукты в 14,6 раз, хлорид-ионы –в 8,8 раз. По итогам проверки 01.11.2016 года Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре выдано предписание № с требованием устранить загрязнение земельного участка №1 в СОТ «Рябинка» географические координаты 60°58"57,9" с.ш.; 76°24"31,4" в.д. в срок до 01.06.2017 г.

2) установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ почвы на участке №2 в зоне осуществления деятельности ООО «Нижневартовский ГПК» по показателям : нефтепродукты в 652 раза, хлорид-ионы –в 3,5 раза.

По итогам проверки 01.11.2016 года Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре выданы предписания:

№ с требованием устранить загрязнение земельного участка №1 в СОТ «Рябинка» географические координаты 60°58"55,7" с.ш.; 76°24"49,0" в.д. в срок до 01.06.2017 г.

№ с требованием устранить загрязнение земельного участка №2 в СОТ «Рябинка» географические координаты 60°58"57,9" с.ш.; 76°24"31,4" в.д. в срок до 01.06.2017 г.

ООО «Нижневартовский ГПК» считает, что данные Предписания являются незаконными, поскольку не соответствует закону, и возлагают на него незаконные обязанности, по следующим основаниям:

Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. В данном случае в качестве нормативного основания выдачи Предписания Административный ответчик ссылается на п.1 ст.34, п.1 ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 13,42 Земельного кодекса РФ.

Пункт 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Положениями пункта 1 статьи 46 указанного закона предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Из смысла указанных норм права следует, что действующим законодательством предусмотрены определенные требования при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на объектах переработки, транспортировки, хранения и реализации газа и продуктов их переработки.

Статья 13 Земельного кодекса РФ предусматривает перечень мероприятий по содержанию охраны земель, возлагаемых на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а статья 42 ЗК РФ предусматривает обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, то есть проведение мероприятий по содержанию охраны земель возлагается непосредственно на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В данном случае, вывод Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре о том, что земельные участки № 1 (географические координаты 60°58"55,7" с.ш.; 76°24"49,0" в.д.) и земельный участок №2 (географические координаты 60°58"57,9" с.ш.; 76°24"31,4" в.д.), с которых отобраны пробы почвы, находится в зоне осуществления деятельности ООО «Нижневартовский ГПК», является ошибочным, поскольку данные земельные участки не принадлежат Обществу на каком-либо праве, Общество также не осуществляет их фактическое использование, в том числе не осуществляет какую-либо деятельность на территории этих участков.

В непосредственной близости от данных участков располагается коллектор промстоков, принадлежащий ООО «Нижневартовский ГПК».

При этом, данный коллектор не является объектом нефтегазодобывающего производства, объектом переработки, транспортировки, хранения и реализации газа и продуктов его переработки, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации которых установлены определенные требования, предусмотренные п.1 ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Коллектор промстоков также не является источником негативного воздействия на окружающую среду. По коллектору транспортируются промливневые стоки от производственной площадки Общества на очистные сооружения ЦТП АО «Самотлорнефтегаз», в рамках соответствующего договора. Стоки, поступающие в коллектор, формируются из воды, образующейся в ходе технологических процессов (вода, отделяемая от газа, паровой конденсат, конденсат из осушителей воздуха) и атмосферных осадкой, и предварительно проходят очистку на локальных очистных сооружениях.

Учитывая, что основным видом деятельности ООО «Нижневартовский ГПК» является переработка газа, газового конденсата, нефтяного ( попутного) газа с выработкой продукции, Общество в силу специфики своего производства не использует в своем технологическом процессе нефть, не осуществляет добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти, не имеет на балансе нефтепроводы. Нефть и нефтепродукты не могут образовываться в результате хозяйственной деятельности ООО «Нижневартовский ГПК». В связи с этим, по коллектору не могли транспортироваться нефтепродукты, а его эксплуатация не может привести к загрязнению почвы нефтепродуктами и хлорид-ионами.

Кроме того, в целях надлежащей эксплуатации коллектора промстоков Общество имеет договор со специализированной организацией по его эксплуатации, обслуживанию и текущему ремонту. Какие-либо отклонения от рабочего режима эксплуатации когда-либо обнаружены не были.

Все вышеперечисленное, опровергает тот факт, что источником загрязнения нефтепродуктами земельного участка № 1 и № 2 в районе СОТ «Рябинка» мог явиться коллектор промстоков, принадлежащий Обществу, а соответственно и то обстоятельство, что Общество допустило нарушение положений п.1 ст.34, п.1 ст.46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.13,42 Земельного кодекса РФ, явившихся основанием для выдачи Предписания.

При этом, обязательным условием выдачи предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица.

В данном случае, несмотря на то, что установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ на земельных участках № 1 в районе СОТ «Рябинка» (географические координаты 60°58"55,7" с.ш.; 76°24" 49,0" в.д.), № 2 в районе СОТ «Рябинка» (географические координаты 60°58"55,7" с.ш.; 76°24"31,4" в.д.) какие-либо доказательства возможной причастности ООО «Нижневартовский ГПК» к загрязнению этих участков отсутствуют.

В ходе проведенных мероприятий по контролю и расследованию не установлено, кто является владельцем нефтепродукта, загрязнившего земельный участок рядом с коллектором, а также не установлен источник загрязнения.

В связи с вышеизложенным, административный истец просит признать Предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № от 01.11.2016, № от 01.11.2016 обустранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований незаконными.

Представитель административного истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в которых указал, что общество не отрицает факт расположения и эксплуатации на нефтезагрязненном участке коллектора промышленных стоков, находящемся на балансе общества, по которому осуществляет сброс стоков, содержащих нефтепродукты, в связи с чем полагает факт пользования загрязненным участком доказанным, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, материалы выездной проверки, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – Кодекс) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре № от <дата> о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс» в отношении административного истца была проведена проверка, предметом которой являлась проверка соблюдения требований законодательства о недрах, водного и земельного законодательства, законодательства об охране окружающей природной среды, об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха.

Результаты проверки отражены в акте проверки от <дата> №, согласно которому в ходе проведения проверки выявлено загрязнение двух земельных участков, находящихся в зоне осуществления деятельности ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс».

По результатам акта проверки ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс» вынесены предписания № от 01.11.2016, № от 01.11.2016 о необходимости устранить загрязнение земельных участков №1 и №2 в районе СОТ «Рябинка» в срок до 01.06.2017 года.

В качестве оснований выдачи предписания Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре сослалось на ч.1 ст. 66 Федерального закона от 10.0.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды»

Из материалов дела следует, что 13.07.2015 года было обнаружено загрязнение нефтесодержащей жидкостью земельного участка в районе СОНТ «Рябинка» на территории болота.

Управлением по природопользованию и экологии Администрации г.Нижневартовска 16.07.2015 г было написано письмо в адрес административного истца о необходимости срочно принять меры по устранению загрязнения земельного участка и уведомить Администрацию г.Нижневартовска о принятых мерах.(л.д.99).

27.07.2015 г. Генеральный директор АО «СибурТюменьГаз» направил ответ, в котором указал, что административный истец не занимается переработкой и хранением нефти и что Росприроднадзором по ХМАО-Югре проводится административное расследование по данному факту в целях установления виновного лица. Обществом запланированы мероприятия по ликвидации последствий разлива нефти с намерением взыскать затраты в дальнейшем с виновного лица (л.д.101).

30.09.2015г. Административный истец заключил договор № на выполнение работ по комплексной рекультивации загрязненных земельных участков с ООО «Ламор-Югра», по которому в перечень загрязненных земельных участков входят :

1.Коллектор промстоков ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс», рядом с задвижкой СОТ «Рябинка», объем необходимых работ 1356 кв. м

2., коллектор промстоков ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс», 200 м от задвижки СОТ «Рябинка» в сторону НВ ЦИП АО «Нижневартовскнефтегаз» объем необходимых работ 3270 кв. м (л.д.92-98)

Согласно приложения (акты приема-сдачи выполненных работ комплексной рекультивации загрязненных участков от 25.11.2015, 25.12.2015 к данному договору, ООО «Ламор-Югра» (Подрядчик) выполнило работы по рекультивации загрязненных участков не в полном объеме ( том 1 материалов выездной проверки л.д.52-53). Данный договор был заключен административным истцом по просьбе Администрации г.Нижневартовска и не является основанием считать ООО «НГК» виновным в загрязнении земельных участков.

22.10.2015 г. уполномоченным лицом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзор) было вынесено постановление № о назначении административного наказания по ч.2 ст.8.6 КОАП РФ ООО «СервисГазАвтоматика», данное постановление в установленные ст.30.3 КОАП РФ сроки обжаловано не было и вступило в законную силу.( л.д.137-142)

Впоследствии Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре был предъявлен иск к ООО «СервисГазАвтоматика» о взыскании вреда, причиненного загрязнением почвы по данному факту, в удовлетворении исковых требований решением Арбитражного суда ХМАО-Югры 21.11.2016 г. отказано, решение не вступило в законную силу.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с ответом Администрации г.Нижневартовска № от 16.02.2017 г., земельные участки, о которых идет речь в оспариваемых предписаниях, находятся в границах города Нижневартовска, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель - «земли населенных пунктов».

Указанные земельные участки Администрацией г.Нижневартовска в аренду ООО «Нижневартовский газопромышленный комплекс» не передавались.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

То есть должен быть установлен факт загрязнения участков поверхности земли именно данным юридическим лицом. Доказательства загрязнения земельных участков №1 и №2 в районе СОНТ «Рябинка» ООО «Нижневартовский газопромышленный комплекс» административным ответчиком в суд не представлено.

В силу подп. в п. 3, п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу статьи 62 КАС РФ законность вынесенного предписания должна доказываться административным ответчиком.

Административным ответчиком не представлено доказательств обоснованности предписаний, выданных административному истцу об устранении загрязнений земельных участков №1 и № 2 в районе СОНТ «Рябинка», так как в судебном заседании достоверно установлены два юридических факта:

1)                что данные земельные участки не передавались в пользование ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий завод»

2)                что к административной ответственности за данное загрязнение земельного участка привлечено другое юридическое лицо – ООО «СервисГазАвтоматика», постановление вступило в законную силу, с которого административный ответчик в настоящее время взыскивает причиненный ущерб в судебном порядке.

Таким образом, поскольку по административному делу установлено, что оспариваемое предписание возлагает на ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс» не предусмотренные законом обязанности, чем нарушает его права и законные интересы, его нельзя признать законным, соответственно требования административного истца подлежат удовлетворению. С учетом вышеизложенного остальные доводы административного истца не имеют значения при рассмотрении дела.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░ № ░░ 01 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░ № ░░ 01 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1262/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс"
Ответчики
Управление Росприроднадзора по ХМАо-Югре
Другие
Пономарева И.А.
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на сайте суда
vartovgor.hmao.sudrf.ru
13.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
13.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
30.01.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
02.02.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
02.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2017[Адм.] Судебное заседание
21.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее