23RS0059-01-2023-003801-44
Дело № 2а-3418/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 13 июня 2023 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.С. Шевелева,
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в интересах неопределенного круга потребителей об ограничении доступа к информации распространяемой в сети интернет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец в лице Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в интересах неопределенного круга потребителей обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением об ограничении доступа к информации распространяемой в сети интернет.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорт Сочи из Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю поступили обращения граждан от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащие сведения о незаконном размещении информации о реализации алкогольной продукции дистанционным способом. В ходе рассмотрения информации установлено, что на сайте <адрес>/ размещена информация, содержащая предложения неопределенному кругу лиц о розничной продаже и доставке дистанционным способом алкогольной продукции с использованием электронных средств платежа в нарушение требований п. 2.1 ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Указанными требованиями запрещено распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Размещение информации о фактической продаже алкогольной продукции посредством сети «Интернет» может привести к нарушению п.п. 11 п. 2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, запрета продажи алкогольной продукции без учета ограничения по времени продажи. Так, при данном дистанционном способе реализации алкогольной продукции невозможно установить возраст покупателя, что в свою очередь затрудняет контроль за соблюдением действующего законодательства, в части продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. В соответствии с федеральным законодательством реализация в ночное время алкогольной продукции запрещена. Беспрепятственный доступ к такому Интернет-сайту способствует незаконному обороту спиртных напитков, распространению пьянства и алкоголизма.
На основании изложенного просит суд признать информацию, расположенную на Интернет-сайте <адрес> запрещенной для распространения в Российской Федерации. Возложить обязанность на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> (Роскомнадзор) включить Интернет сайт https://pivo-sochi-4.com/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, месте времени слушания дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно. Представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления, решение вопроса о признании информации запрещенной оставляет на усмотрение суда.
Так как явку сторон, суд обязательной не признал, при таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного истца и заинтересованного лица.
Исследовав в судебном заседании материалы дела и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон РФ «О защите прав потребителей»), орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя(исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
С учетом ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Уполномоченным органом в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и осуществляет свою деятельность на территории города-курорта Сочи.Согласно п. 7.35 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи, утв. Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 11.12.2012г. №201 территориальный отдел вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 7.19 территориальный отдел предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Предмет данного иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, т.к. определяет право и обязанности граждан, имеющих намерения заказать или заказывающие продукты питания, в том числе алкогольные напитки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (закон РФ «О защите прав потребителей»). Определить полный перечень потребителей, на которых распространяются и будут распространяться в дальнейшем отношения, предметом которых является данный иск, не представляется возможным.
В судебном заседание установлено и подтверждается материалами дела, что в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорт Сочи из Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю поступили обращения граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № содержащие сведения о незаконном размещении информации о реализации алкогольной продукции дистанционным способом.
В ходе рассмотрения информации установлено, что на сайте <адрес> размещена информация, содержащая предложения неопределенному кругу лиц о розничной продаже и доставке дистанционным способом алкогольной продукции с использованием электронных средств платежа в нарушение требований п. 2.1 ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Указанными требованиями запрещено распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Размещение информации о фактической продаже алкогольной продукции посредством сети «Интернет» может привести к нарушению п.п. 11 п. 2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, запрета продажи алкогольной продукции без учета ограничения по времени продажи.
Так, при данном дистанционном способе реализации алкогольной продукции невозможно установить возраст покупателя, что в свою очередь затрудняет контроль за соблюдением действующего законодательства, в части продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употреблять наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовленные на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В соответствии с федеральным законодательством реализация в ночное время алкогольной продукции запрещена. Беспрепятственный доступ к такому Интернет-сайту способствует незаконному обороту спиртных напитков, распространению пьянства и алкоголизма.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о запрете информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
«░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░»
"░░░░░░░░░░░"